9.9.3.2. Действия оперативной группы Главного военно-медицинского управления МО РФ по организации ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Оперативная группа Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по  организации ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ОГ) является нештатным временным органом военного ГВМУ МО РФ в случае возникновения (угрозы возникновения) аварий и катастроф на объектах (территориях) или в пределах зон (районов) ответственности объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также при привлечении войск (сил) к ликвидации последствий стихийных и иных бедствий, аварий, катастроф, возникших на объектах экономики страны.

Порядок оповещения, сбора, работы ОГ определен в соответствии с указаниями начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 9 марта 2006 г. № 312/8/266.

Структурно ОГ включает:

·     организационное ядро;

·     группу анализа обстановки и подготовки предложений командованию;

·     дежурные смены.

Начальником ОГ является начальник 1 управления – заместитель начальника ГВМУ МО РФ.

ОГ формируется из числа офицеров структурных подразделений ГВМУ МО РФ, подчиненных органов военного управления и медицинских учреждений, в состав организационного ядра ОГ также входят главные специалисты ГВМУ МО РФ.

ОГ предназначена:

·     для организации и руководства ликвидацией медико-санитарных последствий аварий и катастроф, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;

·     для организации и осуществления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (в зависимости от уровня функциональной подсистемы) в случае привлечения войск (сил) к ликвидации последствий стихийных и иных бедствий, аварий, катастроф, возникших на объектах экономики страны.

Сбор ОГ осуществляется по решению начальника ГВМУ МО РФ, начальника 1-го управления – заместителя начальника ГВМУ МО РФ (или лиц, их замещающих) экстренным или распорядительным порядком:

а) экстренный сбор ОГ осуществляется:

·     при авариях на ядерно- и радиационно опасных объектах Вооруженных Сил и экономики страны с выбросом радиоактивных веществ в результате которых создалась (может создаться) угроза поражения личного состава воинских частей и населения, загрязнения окружающей природной среды и требуется проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

·     при авариях на химически и биологически опасных объектах Вооруженных Сил, экономики страны, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия с выбросом аварийно химически опасных веществ (биологических агентов, отравляющих веществ), в результате которых создалась (может создаться) угроза поражения личного состава воинских частей и населения, заражения окружающей природной среды и требуется проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

·     при возникновении сильных, разрушительных землетрясений, ураганов, других опасных природных явлений, последствия которых повлияли на нормальные условия повседневной деятельности воинских частей, жизнедеятельности населения военных городков и (или) для ликвидации последствий которых требуется проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ с привлечением войск;

·     при проведении учений и тренировок с оперативной группой.

Оповещение личного состава ОГ осуществляет оперативный дежурный по ГВМУ МО РФ:

·     в рабочее время – через начальников структурных подразделений ГВМУ МО РФ и подчиненных органов военного управления, дежурные службы подчиненных медицинских учреждений, выделяющих личный состав в ОГ;

·     в нерабочее время - доводит команду на экстренный сбор до каждого должного лица ОГ.

При экстренном сборе ОГ собирается в полном составе согласно ее расчета. В последующем, в ходе постановки задач, начальник ОГ уточняет ее состав, исходя из типа возникшей чрезвычайной ситуации и объема решаемых задач

б) сбор ОГ распорядительным порядком осуществляется при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или по мере развития уже возникшей чрезвычайной ситуации.

Предварительное решение о целесообразности сбора ОГ принимается начальником 1-го управления – заместителем начальника ГВМУ МО РФ, и докладывается начальнику ГВМУ МО РФ в виде предложений.

Письменное или устное (с последующим письменным подтверждением) указание (распоряжение) Руководства о сборе ОГ направляется (передается) непосредственно начальникам структурных подразделений ГВМУ МО РФ, подчиненных органов военного управления и медицинских учреждений, от которых выделяется личный состав в ОГ, или через дежурные службы.

В ходе работы ОГ, исходя из складывающейся обстановки и объема решаемых задач, по решению Начальника ГВМУ МО РФ или начальника ОГ ее расчет и поименный состав может изменяться (уточняться).

При всех способах сбора личный состав ОГ прибывает для получения задач в ГВМУ МО РФ (место сбора) с комплектом формализованных, справочных, расчетно-аналитических и иных материалов, чертежно-письменных принадлежностей.

Время прибытия личного состава ОГ в рабочее время – Ч+2, в нерабочее – Ч+5.

По окончанию или в ходе постановки задач личному составу, исходя из возложенных функциональных обязанностей, выдаются «План медицинского обеспечения войск (сил) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и другие документы.

Доставка личного состава ОГ в нерабочее время осуществляется дежурным автотранспортом.

На должностные лица ОГ возложены следующие задачи.

Начальник оперативной группы:

·     осуществляет общее руководство ОГ, определяет состав ОГ и ставит задачи в зависимости от складывающейся обстановки;

·     определяет режим работы дежурных смен;

·     осуществляет доклад начальнику ГВМУ МО РФ об обстановке в зоне ЧС;

·     готовит предложения начальнику ГВМУ МО РФ о выделении сил и средств для ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации;

·     готовит предложения в доклад об остановке в вышестоящие органы военного управления;

·     осуществляет взаимодействие с руководством федеральных органов власти, органов местного самоуправления;

·     отвечает за обеспечение ОГ средствами связи, обработки и обмена информацией.

Начальник группы анализа обстановки и подготовки предложений командованию:

·     организует работу группы, распределяет обязанности личного состава;

·     доводит требования и распоряжения начальника ОГ до личного состава;

·     докладывает начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00, предложений по дальнейшему наращиванию усилий сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

·     представляет начальнику ОГ донесения об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00 в вышестоящую ОГ или вышестоящие штабы, а также разработанные аналитические и информационно-справочные материалы, проекты приказов, указаний, распоряжений, необходимые для выполнения задач по ликвидации медицинских последствий возникшей чрезвычайной ситуации.

Начальники дежурных смен:

·     определяют порядок работы смены, распределяют обязанности, ставят задачи личному составу смены;

·     организуют сбор данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;

·     осуществляют общее руководство силами и средствами, выделенными для ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации при их подготовке и в ходе работы;

·     представляют доклад начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации и характере действий войск (сил) Вооруженных Сил, сил и средств других войск, воинских формирований и органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по состоянию на 6.00 и 18.00;

·     направляют в группу анализа обстановки и подготовки предложений командованию обобщенные справки об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00;

·     осуществляют контроль за ведением отчетных документов — рабочей карты ОГ, журнала учета обстановки, журнала полученных и отданных распоряжений, соответствующих схем, планов и иных.

Основные задачи ОГ определяются в соответствии с общими задачами ОГ, изложенными в п. 10 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 355, и с учетом специфики решаемых задач:

а) организационного ядра:

·     оказание специалистами консультативной и организационной помощи по своему направлению в вопросах организации ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

б) дежурных смен:

·     сбор данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;

·     осуществление общего руководства силами и средствами, выделенными для ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации при их подготовке и в ходе работы;

·     осуществление взаимодействия с ОГ (штабами) взаимодействующих органов военного управления, а также с ОГ (оперативными штабами, комиссиями по чрезвычайным ситуациям) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в зависимости от уровня функциональной подсистемы), принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

·     доклад начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации и характере действий войск (сил) Вооруженных Сил, сил и средств других войск, воинских формирований и органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по состоянию на 6.00 и 18.00 (в случае резкого изменения обстановки — немедленно);

·     подготовка обобщенных справок об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00 и направление их в группу анализа обстановки и подготовки предложений командованию;

·     участие в подготовке справочных и информационно-аналитических материалов, докладов, донесений, предложений, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для выполнения задач при ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации;

·     ведение отчетных документов — рабочей карты ОГ, журнала учета обстановки, журнала полученных и отданных распоряжений, соответствующих схем, планов и иных.

в) группы анализа обстановки и подготовки предложений командованию:

·     анализ и обобщение данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00;

·     подготовка проектов докладов Руководству о факте возникновения чрезвычайной ситуации и об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00, предложений по дальнейшему наращиванию усилий сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также донесений об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00 в вышестоящую ОГ или вышестоящие штабы;

·     разработка аналитических и информационно-справочных материалов, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для выполнения задач по ликвидации медицинских последствий возникшей чрезвычайной ситуации;

·     осуществление взаимодействия с вышестоящими ОГ или вышестоящими штабами, органами управления МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, принимающими участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

На подразделения ОГ могут возлагаться и другие задачи, обусловленные спецификой органа военного управления, а также характером и масштабом возникшей чрезвычайной ситуации.

В случаях, когда из условий складывающейся обстановки дежурные смены не создаются (упраздняются), их задачи выполняет группа анализа обстановки и подготовки предложений командованию.