9.9.3.2. Действия оперативной группы Главного
военно-медицинского управления МО РФ по организации ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Оперативная группа Главного военно-медицинского
управления Министерства обороны Российской Федерации по организации ликвидации медицинских
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ОГ)
является нештатным временным органом военного ГВМУ МО РФ в случае возникновения
(угрозы возникновения) аварий и катастроф на объектах (территориях) или в
пределах зон (районов) ответственности объединений, соединений, воинских частей
и организаций Вооруженных Сил, а также при привлечении войск (сил) к ликвидации
последствий стихийных и иных бедствий, аварий, катастроф, возникших на объектах
экономики страны.
Порядок оповещения, сбора, работы ОГ определен в
соответствии с указаниями начальника Главного оперативного управления
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 9 марта
Структурно ОГ
включает:
·
организационное ядро;
·
группу анализа обстановки и подготовки
предложений командованию;
·
дежурные смены.
Начальником ОГ является
начальник 1 управления – заместитель начальника ГВМУ МО РФ.
ОГ
формируется из числа офицеров структурных подразделений ГВМУ МО РФ, подчиненных
органов военного управления и медицинских учреждений, в состав организационного
ядра ОГ также входят главные специалисты ГВМУ МО РФ.
ОГ предназначена:
· для
организации и руководства ликвидацией медико-санитарных последствий аварий и
катастроф, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении
Министерства обороны;
· для
организации и осуществления взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями (в зависимости от
уровня функциональной подсистемы) в случае привлечения войск (сил) к ликвидации
последствий стихийных и иных бедствий, аварий, катастроф, возникших на объектах
экономики страны.
Сбор ОГ осуществляется по
решению начальника ГВМУ МО РФ, начальника 1-го управления – заместителя
начальника ГВМУ МО РФ (или лиц, их замещающих) экстренным
или распорядительным порядком:
а) экстренный сбор
ОГ осуществляется:
· при
авариях на ядерно- и радиационно опасных объектах Вооруженных Сил и экономики
страны с выбросом радиоактивных веществ в результате которых создалась (может
создаться) угроза поражения личного состава воинских частей и населения, загрязнения
окружающей природной среды и требуется проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ;
· при
авариях на химически и биологически опасных объектах Вооруженных Сил, экономики
страны, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению
химического оружия с выбросом аварийно химически опасных веществ (биологических
агентов, отравляющих веществ), в результате которых создалась (может создаться)
угроза поражения личного состава воинских частей и населения, заражения
окружающей природной среды и требуется проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ;
· при
возникновении сильных, разрушительных землетрясений, ураганов, других опасных
природных явлений, последствия которых повлияли на нормальные условия
повседневной деятельности воинских частей, жизнедеятельности населения военных
городков и (или) для ликвидации последствий которых требуется проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ с привлечением войск;
· при проведении
учений и тренировок с оперативной группой.
Оповещение личного
состава ОГ осуществляет оперативный дежурный
по ГВМУ МО РФ:
· в рабочее время – через начальников
структурных подразделений ГВМУ МО РФ и подчиненных органов военного управления,
дежурные службы подчиненных медицинских учреждений, выделяющих личный состав в
ОГ;
· в нерабочее время - доводит команду на
экстренный сбор до каждого должного лица ОГ.
При экстренном сборе ОГ собирается в полном
составе согласно ее расчета. В последующем, в ходе постановки задач, начальник
ОГ уточняет ее состав, исходя из типа возникшей чрезвычайной ситуации и объема
решаемых задач
б) сбор ОГ распорядительным порядком
осуществляется при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или по мере
развития уже возникшей чрезвычайной ситуации.
Предварительное решение о целесообразности сбора
ОГ принимается начальником 1-го управления – заместителем начальника ГВМУ МО
РФ, и докладывается начальнику ГВМУ МО РФ в виде предложений.
Письменное
или устное (с последующим письменным подтверждением) указание (распоряжение)
Руководства о сборе ОГ направляется (передается) непосредственно начальникам
структурных подразделений ГВМУ МО РФ, подчиненных органов военного управления и
медицинских учреждений, от которых выделяется личный состав в ОГ, или через дежурные
службы.
В ходе работы ОГ, исходя из складывающейся
обстановки и объема решаемых задач, по решению Начальника ГВМУ МО РФ или
начальника ОГ ее расчет и поименный состав может изменяться (уточняться).
При всех способах сбора личный состав ОГ прибывает для
получения задач в ГВМУ МО РФ (место сбора) с комплектом формализованных, справочных,
расчетно-аналитических и иных материалов, чертежно-письменных принадлежностей.
Время прибытия личного состава ОГ в рабочее
время – Ч+2, в нерабочее – Ч+5.
По окончанию или в ходе постановки задач личному
составу, исходя из возложенных функциональных обязанностей, выдаются «План
медицинского обеспечения войск (сил) при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», и другие документы.
Доставка личного
состава ОГ в нерабочее время осуществляется дежурным автотранспортом.
На должностные лица ОГ возложены следующие задачи.
Начальник оперативной группы:
· осуществляет
общее руководство ОГ, определяет состав ОГ и ставит задачи в зависимости от
складывающейся обстановки;
· определяет
режим работы дежурных смен;
· осуществляет
доклад начальнику ГВМУ МО РФ об обстановке в зоне ЧС;
· готовит
предложения начальнику ГВМУ МО РФ о выделении сил и средств для ликвидации
медицинских последствий чрезвычайной ситуации;
· готовит
предложения в доклад об остановке в вышестоящие органы военного управления;
· осуществляет
взаимодействие с руководством федеральных органов власти, органов местного
самоуправления;
· отвечает
за обеспечение ОГ средствами связи, обработки и обмена информацией.
Начальник группы анализа обстановки и подготовки предложений командованию:
· организует
работу группы, распределяет обязанности личного состава;
· доводит
требования и распоряжения начальника ОГ до личного состава;
· докладывает
начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию
на 6.00 и 18.00, предложений по дальнейшему наращиванию усилий сил и средств по
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
· представляет
начальнику ОГ донесения об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по
состоянию на 6.00 и 18.00 в вышестоящую ОГ или вышестоящие штабы, а также
разработанные аналитические и информационно-справочные материалы, проекты
приказов, указаний, распоряжений, необходимые для выполнения задач по ликвидации
медицинских последствий возникшей чрезвычайной ситуации.
Начальники дежурных смен:
· определяют
порядок работы смены, распределяют обязанности, ставят задачи личному составу
смены;
· организуют
сбор данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
· осуществляют
общее руководство силами и средствами, выделенными для ликвидации медицинских
последствий чрезвычайной ситуации при их подготовке и в ходе работы;
· представляют
доклад начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации и характере
действий войск (сил) Вооруженных Сил, сил и средств других войск, воинских
формирований и органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления
и организаций, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по
состоянию на 6.00 и 18.00;
· направляют
в группу анализа обстановки и подготовки предложений командованию обобщенные
справки об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на
6.00 и 18.00;
· осуществляют
контроль за ведением отчетных документов — рабочей карты ОГ, журнала учета
обстановки, журнала полученных и отданных распоряжений, соответствующих схем,
планов и иных.
Основные задачи ОГ определяются в
соответствии с общими задачами ОГ, изложенными в п. 10 Положения о
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного
приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 355, и с учетом
специфики решаемых задач:
а) организационного
ядра:
· оказание
специалистами консультативной и организационной помощи по своему направлению в
вопросах организации ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.
б) дежурных смен:
· сбор
данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
· осуществление
общего руководства силами и средствами, выделенными для ликвидации медицинских
последствий чрезвычайной ситуации при их подготовке и в ходе работы;
· осуществление
взаимодействия с ОГ (штабами) взаимодействующих органов военного управления, а
также с ОГ (оперативными штабами, комиссиями по чрезвычайным ситуациям) органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (в зависимости от уровня функциональной
подсистемы), принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации;
· доклад
начальнику ОГ об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации и характере
действий войск (сил) Вооруженных Сил, сил и средств других войск, воинских
формирований и органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления
и организаций, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по
состоянию на 6.00 и 18.00 (в случае резкого изменения обстановки — немедленно);
· подготовка
обобщенных справок об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по
состоянию на 6.00 и 18.00 и направление их в группу анализа обстановки и
подготовки предложений командованию;
· участие
в подготовке справочных и информационно-аналитических материалов, докладов,
донесений, предложений, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых
для выполнения задач при ликвидации последствий возникшей чрезвычайной
ситуации;
· ведение
отчетных документов — рабочей карты ОГ, журнала учета обстановки, журнала
полученных и отданных распоряжений, соответствующих схем, планов и иных.
в) группы анализа
обстановки и подготовки
предложений командованию:
· анализ
и обобщение данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по
состоянию на 6.00 и 18.00;
· подготовка
проектов докладов Руководству о факте возникновения чрезвычайной ситуации и об
обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00,
предложений по дальнейшему наращиванию усилий сил и средств по ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации, а также донесений об обстановке в зоне
(районе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 6.00 и 18.00 в вышестоящую ОГ
или вышестоящие штабы;
· разработка
аналитических и информационно-справочных материалов, проектов приказов,
указаний, распоряжений, необходимых для выполнения задач по ликвидации
медицинских последствий возникшей чрезвычайной ситуации;
· осуществление
взаимодействия с вышестоящими ОГ или вышестоящими штабами, органами управления
МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, принимающими
участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
На подразделения ОГ могут возлагаться и другие задачи,
обусловленные спецификой органа военного управления, а также характером и
масштабом возникшей чрезвычайной ситуации.
В
случаях, когда из условий складывающейся обстановки дежурные смены не создаются
(упраздняются), их задачи выполняет группа анализа обстановки и подготовки
предложений командованию.