9.8.1.
Организация гражданской обороны в лечебно-профилактическом учреждении.
Гражданская оборона больницы
представляет собой специальную организацию в структуре учреждения,
предназначенную для защиты персонала и больных, находящихся в ней, материальных
ценностей, обеспечения функционирования объекта по предназначению и
возникновении опасности поражения или при поражении в результате ведения
военных действий или вследствие этих действий, когда возникают очаги поражения,
в т.ч. вторичного характера с радиоактивным, химическим, бактериологическим
заражением территории. ГО
создается во всех объектах здравоохранения независимо от
форм собственности и
принадлежности и обеспечивает их мобилизационную
готовность к работе в условиях военного времени
по режимам ее деятельности (глава 3).
Режим деятельности ГО ЛПУ - период времени, в
течение которого выполняются нормативно установленные мероприятия ГО в объекте:
повседневная деятельность,
общая готовность, военное время.
Вопросами ГО в больнице занимается заместитель главного
врача по медицинской части (по мобилизационной работе и ГО). С количеством
работников в объекте здравоохранения от 500 и выше - кроме заместителя главного
врача по медицинской части, создаются структурные подразделения специалистов ГО
(1-5 должностей).
Управление гражданской обороной в объекте
здравоохранения - это целенаправленная деятельность главного врача -
руководителя ГО и руководящего состава штаба ГО ЧС, нештатных
аварийно-спасательных формирований ГО по обеспечению готовности объекта и
организации его работы в военное время в соответствии с предназначением (рис. 9.13).
Рисунок 9.13
- Схема организации ГО в ЛПУ.
В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается
орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от
структуры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав
включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные
обязанности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.
Вариант организации штаба ГО больницы и распределения обязанностей должностных
лиц показан на рисунке 9.14.
Рисунок
9.14 - Схема организации штаба гражданской обороны больницы на 600 и более
коек.
Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба
ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба,
подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются начальником ГО
объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обязанностей
должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей папке
должностного лица.
Основой управления ГО являются «План
действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера» и «План ГО объекта и защиты населения»,
определяющие деятельность ГО учреждения в мирное время, при переводе с мирного на военное положение и в военное время.
Задачи ГО и их содержание определяются
предназначением больницы в общей системе медицинского обеспечения населения в
ЧС мирного и военного времени, к которым относятся:
·
создание и
подготовка органа управления гражданской обороной (штаб ГО ЧС);
·
прогнозирование
возможной обстановки на объекте в мирное время и ее оценка;
·
разработка
«Планов...» действий ГО объекта здравоохранения в мирное и военное время;
·
изучение
организации ГО города (района), взаимодействующих объектов, органов управления
по делам ГО ЧС, органов здравоохранения ведомственного подчинения;
·
разработка
документов по планированию повседневной деятельности ГО объекта (годового и
месячных планов);
·
создание,
оснащение и подготовка нештатных АС формирований гражданской обороны;
·
создание,
оснащение и подготовка формирований ГО здравоохранения в соответствии с
заданием вышестоящего органа управления;
·
организация
защиты объекта (больных, персонала, имущества) от воздействия современных
средств ведения войны, при террористических акциях, ЧС природного и
техногенного характера, экологических факторов;
·
подготовка
персонала больницы к действиям по сигналам ГО и выполнению своих функциональных
обязанностей в составе формирований;
·
проведение
мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время;
·
организация
и развертывание дополнительных специализированных коек для обеспечения
потребности здравоохранения военного времени на основании решений «СЗ» органов
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
·
организации
медицинского обеспечения населения при его эвакуации и рассредоточении из
городов в загородную зону и местах его расселения;
·
выделение
медицинского персонала для медицинского обеспечения работающих смен объектов
экономики;
·
развертывание
и организация работы защитных стационаров для нетранспортабельных больных в
соответствии с планом-заданием;
·
проведение
специальных и аварийно-восстановительных работ на объекте, восстановление
функционирования больницы, организация медицинской помощи пораженным и больным,
поступающим из очага массовых потерь;
·
перевод
больницы на строгий противоэпидемический режим работы при возникновении
соответствующей эпидемической обстановки и на особый режим работы в условиях
радиоактивного и химического заражения территории и др.