9.6. Учет и отчетность во
Всероссийской службе медицины катастроф.
Эффективность использования сил и средств службы медицины катастроф при ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС во многом зависит от своевременного
поступления данных, характеризующих медико-тактическую обстановку, в которой
ведутся спасательные работы.
Формы учетно-отчетных документов предназначены для
использования всеми органами управления, формированиями и учреждениями,
привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в системе ВСМК.
Единый подход к учету и отчетности позволяет более реально оценивать меняющуюся
медико-тактическую обстановку, рационально использовать силы и средства
различных министерств и ведомств, обеспечивать преемственность и последовательность
в организации и проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3
февраля
При обязательном использовании предлагаемых
учетно-отчетных документов ВСМК всеми участниками работ по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС не исключается, что органы управления,
формирования и учреждения различных министерств и ведомств могут иметь и свои
дополнительные внутриведомственные формы, учитывающие специфику их работы и
ведомственную принадлежность.
Учетные медицинские документы обеспечивают
единый подход в системной регистрации данных по медико-тактической
характеристике ЧС, по количественной и качественной оценке пораженного
населения в зоне катастрофы; содержат сведения с формирований и учреждений при
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
К этим документам относится Форма №167/у-05 «Сопроводительный лист (для пораженного в
чрезвычайной ситуации)» - которая является документом
персонального медицинского учета, предназначенным для обеспечения
преемственности и последовательности в оказании медицинской помощи пораженным
(больным) на этапах медицинской эвакуации.
«Сопроводительный лист (для пораженного
в ЧС)», заполняемый на каждого пораженного (больного), поступающего в
медицинское формирование и учреждение, где не предусмотрено ведение истории
болезни.
Сопроводительный лист имеет более
упрощенное (в сравнении с картой, имеющейся на оснащении медицинской службы Вооруженных
сил и Гражданской обороны) содержание,
отражающее особенности медико-тактической обстановки при различных видах ЧС и
организации работы медицинских формирований и учреждений службы. Он имеет
корешок и отрывную часть с идентичным содержанием. Отрывная часть карты
направляется с эвакуируемым пораженным (больным), а корешок остается по месту
заполнения листа, являясь в последующем не только учетным, но и отчетным документом.
Отрывная часть листа является основанием либо для госпитализации пораженного
(больного) на последующем этапе, либо направления на амбулаторное лечение и
вклеивается соответственно в историю болезни или в амбулаторную кару. Таким образом,
сопроводительный лист является документом не только медицинским, но и юридическим,
свидетельствующим о факте получения поражения в данной ЧС.
Для оценки сложившейся обстановки
в ЧС имеется Форма №165/у-05 «Донесение о чрезвычайной ситуации (первичное,
последующее, заключительное)» - которая является медицинским учетным документом, предназначенным для
первичного, последующего (в динамике, с нарастающим итогом по мере ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций) и заключительного (по
завершению ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций)
учета числа чрезвычайных ситуаций, количества пострадавших (пораженных и
погибших) в них, а также для отражения состояния пораженных и характера
оказанной им медицинской помощи.
Первичное извещение представляется соответствующим
должностным лицом ВСМК непосредственно из зоны катастрофы с указанием своей
должности, фамилии, имени, отчества и времени, в которое оно составлено.
Первичное извещение должно поступать сразу же после
возникновения ЧС. В нем дается краткая характеристика ЧС по времени и месту
возникновения, количеству пораженных (больных) и погибших, эвакуированных (в
том числе детей); сообщаются сведения о прибывших и работающих медицинских
формированиях (их состав и количество), а также о потребности в дополнительных
силах и средствах.
Последующие извещения представляются по состоянию на 8
ч 00 мин и 20 ч 00 мин
ежесуточно медицинскими формированиями, участвующими в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС. Информация, содержащаяся в донесении,
позволяет определить ведомственную принадлежность формирования; оценить оперативность
действий формирования по прибытии в район ЧС; установить место работы
формирования и объем выполненных им мероприятий по оказанию медицинской помощи
пораженным (больным), в том числе детям; иметь данные о числе умерших,
эвакуированных и нуждающихся в эвакуации. Указанные два вида донесения
позволяют при их систематизации отработать отчетную документацию.
К отчетным годовым формам ВСМК относятся Форма №55 «Сведения о деятельности учреждения здравоохранения
(медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций» и Форма
№56 «Сведения о сети и кадрах службы медицины катастроф
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
В форме 55 раскрывается деятельность органов управления (центров
медицины катастроф), учреждений здравоохранения и медицинских формирований,
принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
· количество
центров и медицинских формирований с указанием их профиля;
· количество
медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием их
специальности, младшего медицинского и обслуживающего технического персонала;
· характеристика
использования коечного фонда с указанием лечебно-профилактических учреждений и
профиля коек, на которые госпитализировались пораженные (больные) при
ликвидации ЧС;
· сведения и об
использованных транспортных средствах ВСМК при ликвидации ЧС с указанием вида
транспорта (санитарный, легковой, грузовой, вертолеты, самолеты и др.), его количества
и принадлежности (собственные, приписанные по плану, дополнительно привлеченные).
В форме 56
отражается:
· информация о
сети и кадрах учреждений здравоохранения службы медицины
катастроф Минздрава России;
· числе центров медицины катастроф и медицинских формирований
с указанием их профиля, штатной принадлежности, базы создания; количестве
медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием организационно-штатной
структуры;
· квалификационной
характеристике медицинских кадров учреждений и формирований;
· повышении квалификации специалистов службы медицины катастроф.
К другим учетно-отчетным документам относятся:
· Форма №1/МК «Сведения о медико-санитарных последствиях
чрезвычайной ситуации за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год»;
· Форма №2/МК «Сведения о формированиях службы медицины
катастроф, участвовавших в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год»;
· Форма №3/МК «Сведения о наличии, использовании и
восполнении резерва медицинского имущества территориального
центра медицины катастроф за полугодие, год»;
· Форма №4/МК «Сведения о наличии, использовании и
восполнении неснижаемого запаса учреждения здравоохранения за полугодие, год»;
· Форма №5/МК «Сведения о создании, наличии, использовании
и восполнении запасов медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций за год»;
·
Форма №6/МК «Пояснительная
записка к годовому отчету службы медицины катастроф субъекта
Российской Федерации».
Периодичность, сроки представления и адресат
представления учетно-отчетных документов представлены в таблице 9.27.
Таблица 9.27 - Табель срочных донесений
службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального
развития РФ.
№ п/п |
Наименование донесений |
Кто представляет |
Куда представляется |
Периодичность и сроки представления |
№ форм донесений |
1 |
Сопроводительный
лист (для пораженного
в ЧС). |
Руководитель бригады скорой медицинской
помощи или формирования СМК. |
Направляется с больным при его госпитализации
в учреждение здравоохранения |
Немедленно с момента наступления ЧС. |
167/у-05 |
2 |
Талон к сопроводительному листу (для пораженного в ЧС). |
Руководитель учреждения здравоохранения,
в которое был госпитализирован пораженный в ЧС. |
На станцию скорой помощи или в ТЦМК. |
При выписке (смерти) пораженного. |
167/у-05 |
3 |
Донесение о ЧС (первичное). |
Руководитель формирования СМК, прибывший
в зону ЧС первым. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. В региональный ЦМК. В филиал ВЦМК «Защита».
В ВЦМК «Защита». |
Немедленно с момента наступления ЧС. Немедленно с момента наступления ЧС. |
165/у-05 |
4 |
Донесение о ЧС (последующее). |
Ответственный руководитель формирования
СМК. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. В региональный ЦМК. В филиал ВЦМК «Защита».
В ВЦМК «Защита». |
Дважды в сутки по состоянию на 8:00 и
20:00 местного времени. По особому указанию. |
165/у-05 |
5 |
Донесение о ЧС (заключительное). |
Ответственный руководитель формирования
СМК. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. В региональный ЦМК. В филиал ВЦМК «Защита».
В ВЦМК «Защита». |
По завершению работы медицинских
формирований в ЧС. По особому указанию. |
165/у-05 |
6 |
Сведения о медико-санитарных последствий
ЧС за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год. |
Руководитель учреждения здравоохранения,
принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. Руководителю органа управления
здравоохранением субъекта РФ. В ВЦМК «Защита». |
До 5 числа следующего за отчетным периодом
месяца. До 15 числа следующего за отчетным периодом
месяца. |
1/МК |
7 |
Сведения о формированиях службы
медицины катастроф, участвовавших в ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС за 1 квартал, Перове полугодие, 9 месяцев, год. |
Руководитель учреждения здравоохранения,
принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. Руководителю органа управления
здравоохранением субъекта РФ. В ВЦМК «Защита». |
До 5 числа следующего за отчетным периодом
месяца. До 15 числа следующего за отчетным периодом
месяца. |
2/МК |
8 |
Сведения о наличии, использовании
и восполнении резерва медицинского
имущества ТЦМК за полугодие, год. |
Руководитель ТЦМК. |
Руководителю органа управления
здравоохранением субъекта РФ. В ВЦМК «Защита». |
До 15 июля, 15 января. |
3/МК |
9 |
Сведения о наличии, использовании и
восполнении неснижаемого запаса учреждений здравоохранения субъекта РФ за полугодие,
год. |
Руководитель учреждения здравоохранения,
имеющего план-задание на содержание неснижаемого запаса. Руководитель ТЦМК. |
В ТЦМК. В ВЦМК «Защита». |
До 5 июля, 5 января. До 15 июля, 15 января. |
4/МК |
10 |
Сведения о создании, наличии, использовании
и восполнении запасов медицинского имущества для ЧС за год. |
Руководитель ТЦМК. |
В ВЦМК «Защита». |
До 15 января. |
5/МК |
11 |
Пояснительная записка к годовому отчету
службы медицины катастроф субъекта РФ. |
Руководитель ТЦМК. |
В ВЦМК «Защита». |
В срок, установленные ВЦМК «Защита». |
6/МК |
12 |
Сведения о деятельности учреждения
здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС за 20___год. |
Руководитель учреждения здравоохранения,
принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Руководитель ТЦМК. Руководитель органа управления
здравоохранением субъекта РФ. |
В ТЦМК. Руководителю органа управления
здравоохранением субъекта РФ. В Министерство здравоохранения и
социального развития РФ. |
До 5 января. В сроки установленные органом управления
здравоохранением субъекта РФ. В сроки установленные Министерством
здравоохранения и социального развития РФ. |
55 |
13 |
Сведения о сети и кадрах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и
социального развития РФ за 20___ год.. |
Руководитель учреждения здравоохранения,
принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Руководитель ТЦМК. Руководитель органа управления
здравоохранением субъекта РФ. |
В ТЦМК. Руководителю органа управления
здравоохранением субъекта РФ. В Министерство здравоохранения и
социального развития РФ. |
До 5 января. В сроки установленные органом управления
здравоохранением субъекта РФ. В сроки установленные Министерством
здравоохранения и социального развития РФ. |
56 |
Ведение учетно-отчетной документации ВСМК имеет
большое значение для обобщения опыта работы службы, проведения анализа
допущенных ошибок, а также для совершенствования управления и разработки
вопросов организации и тактики использования сил и средств службы
медицины катастроф в ЧС.