9.3.2. Планирование медико-санитарного
обеспечения населения в чрезвычайной ситуации.
Основанием
для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на территории
субъекта Российской Федерации является решение комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности ВСМК соответствующего уровня, решение начальника службы
медицины катастроф по ликвидации медико-санитарных последствий возможных
чрезвычайных ситуаций.
Решением
на планирование медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется:
1).
Основные задачи медико-санитарного обеспечения населения, вытекающие из
прогнозируемой обстановки при возможных конкретных ЧС;
2).
Состав (профиль) и численность создаваемых медицинских формирований, включая
формирования ведомственного подчинения, в т.ч. постоянной готовности, исходя из
особенностей каждой возможной чрезвычайной ситуации и реальных возможностей по
комплектованию этих формирований специалистами;
3).
Количество и профиль коек в ЛПУ, в т.ч.
ведомственного подчинения, предназначаемых для приема пораженных и больных,
оказания медицинской помощи и их лечения применительно к каждой возможной ЧС;
4).
Сроки приведения в готовность к работе всех медицинских формирований, в т.ч.
постоянной готовности и коечной сети к приему пораженных и больных;
5).
Порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным
и специальным имуществом создаваемых медицинских формирований, в т.ч. постоянной
готовности, и коек в ЛПУ,
предназначенных для приема пораженных и
больных;
6).
Порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований и
учреждений службы медицины катастроф;
7).
Состав выделяемых в порядке взаимодействия различных ведомств сил и средств,
привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий каждой возможной ЧС,
сроки приведения их в готовность и предназначение;
8).
Расположение пунктов управления и порядок представления донесений.
Решение оформляется в форме задания на разработку плана медико-санитарного
обеспечения населения в ЧС,
выдается в письменной форме за подписью председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Через 3 года после выдачи
задания, если не произошли изменения, то оно подтверждается, если произошли
какие-то изменения, то выдается новое задание с учетом изменений, так же в
письменной форме.
Задание
является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых
сил и средств службы медицины катастроф, комплекс мероприятий
по их подготовке к действиям в ЧС, следовательно, определяет возможные объемы
материальных и финансовых затрат.
В
задании на разработку плана медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС определяется состав группы
разработчиков и сроки разработки планирующих документов, порядок их
согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в
него соответствующих корректив. В группу разработчиков под руководством
директора ТЦМК включаются представители органов управления ведомственного
здравоохранения, силы и средства которых принимают участие в ликвидации
последствий ЧС, а также по мере необходимости главные специалисты
здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Алгоритм (последовательность) разработки плана
медико-санитарного обеспечения населения в ЧС:
1).
Сбор и систематизация исходной информации (задание на
разработку плана; данные прогноза медико-тактической обстановки, возникающей
при возможных ЧС; характеристика системы здравоохранения, в том числе и ведомственного
на территории субъекта Российской Федерации, ее возможностей по формированию и
подготовке сил и средств службы медицины катастроф;
административно-географические, социально-экономические, климатические и другие
особенности территории, на которой возможны чрезвычайные ситуации;
наличие и характеристика ресурсов, необходимых для оснащения формирований
службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных
последствий конкретных ЧС);
2).
Уяснение задачи службы медицины катастроф (формирований, учреждений);
3)
Расчет времени;
4).
Определение мероприятий, указания, в проведении которых надо отдать немедленно;
5).
Оценка прогнозируемой обстановки, складывающейся при возможных ЧС и проведение
медико-тактических расчетов;
6).
Выработка замысла медико-санитарного обеспечения населения при возможных
чрезвычайных ситуациях;
7).
Подготовка предложений для принятия решения и принятие решения на
медико-санитарное обеспечение населения при возможных ЧС;
8).
Представление необходимых данных для включения в документы управления
ликвидации последствий возможных ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС;
9).
Конкретизация порядка выполнения пунктов решения;
10).
Оформление и утверждение решения на медико-санитарное обеспечение
населения в ЧС (плана медико-санитарного обеспечения);
11).
Оформление документов планирования, предназначенных для объектов управления
(формирования, учреждения службы медицины катастроф, ЛПУ и др.).
Указанные
мероприятия могут выполняться как последовательно, так и параллельно.
Принятие
решения и оформление решения в виде плана медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС составляют основное содержание работы
руководителя здравоохранения субъекта Российской Федерации и территориального
центра медицины катастроф в период подготовки к работе в ЧС.
В
решении на организацию медико-санитарного обеспечения в каждой возможной
чрезвычайной ситуации должны быть определены:
1).
Задачи службы медицины катастроф территориального уровня, условия их
выполнения, объем и содержание предстоящей работы;
2).
Последовательность, сроки и способы (порядок) выполнения службой медицины
катастроф задач медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных,
санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также мероприятий
по медицинской защите населения и спасателей, а также по медицинскому
снабжению);
3).
Привлекаемые к выполнению задач, силы и средства службы медицины катастроф, их
группировка (в том числе резерв сил и средств);
4).
Маневр силами и средствами в ходе медико-санитарного обеспечения;
5).
Задачи и порядок использования каждого формирования и учреждения службы
медицины катастроф;
6).
Организация управления службой медицины катастроф;
7).
Организация взаимодействия;
8).
Необходимая помощь со стороны регионального и федерального уровня службы
медицины катастроф и администрации субъекта Российской Федерации.
В
решении отражаются лишь наиболее важные принципиальные положения, а конкретный
перечень мероприятий, сроки их выполнения, состав исполнителей и другие частные
вопросы отражаются в плане медико-санитарного обеспечения.
При
планировании медико-санитарного обеспечения населения в ЧС необходимо учитывать
возможные, в том числе и наиболее тяжелые по прогнозу последствия ЧС, поэтому
следует разрабатывать очень конкретный детальный план, позволяющий в любых
условиях обстановки добиваться оптимальных результатов.
В
результате выработки решения по медико-санитарному обеспечению и планированию
формируется модель организации подготовки службы медицины
катастроф и осуществления медико-санитарного обеспечения населения в возможных
ЧС.
План разрабатывается в 4-х экземплярах,
которые хранятся:
первый экземпляр - в органе управления
здравоохранения субъекта Российской Федерации;
второй - в территориальном
центре медицины катастроф;
третий - в региональном центре
медицины катастроф;
четвертый - в Всероссийском
центре медицины катастроф «Защита».
План
медико-санитарного обеспечения населения в ЧС подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности, директором территориального
центра медицины катастроф (начальником штаба) и утверждается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской
Федерации.
В
соответствии с планом медико-санитарного обеспечения органам управления
здравоохранения, лечебным, санитарно-профилактическим, учреждениям Минздрава
России и других министерств (ведомств), силы которых в соответствии с планом
привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, представляются выписки в части их касающейся,
в соответствии с которыми они разрабатывают
частные планы работы при чрезвычайных ситуациях.
В
частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой
конкретной ЧС, необходимо определить:
· содержание
медико-санитарного обеспечения,
· объем
предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость пораженных в различных видах
медицинской помощи и эвакуации),
· потребность
в силах и средствах и обеспеченность ими,
· организацию
лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического
обеспечения (содержание и объем мероприятий, привлекаемые силы и средства,
сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований службы медицины катастроф,
подготовка к работе учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы
формирований и учреждений),
· организацию
снабжения медицинским имуществом,
· организацию
материально-технического обеспечения,
· содержание
и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей,
· организацию
управления и взаимодействия.
В
целях преемственности и четкого взаимодействия различных органов управления,
формирований и учреждений службы медицины катастроф необходимо соблюдать
принцип единства планирования, а планирующие документы должны отвечать
следующим требованиям:
· соответствовать
современным требованиям, предъявляемым к оформлению документов планирования в
РСЧС;
· отражать
реальное положение состояния сил и средств службы медицины
катастроф территориального уровня, в том числе ведомственной;
· содержание
каждого документа не должно допускать различных толкований, они должны быть
ясными, четкими, правильно отражать существо медико-санитарного обеспечения
населения;
· разрабатываться
сжато, без общих фраз, отличаться краткостью и наглядностью;
· быть
доступными для быстрого понимания и анализа без дополнительных каких-либо
расчетов.