9.2. Основы планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

 

Важнейшими элементами управления службой медицины катастроф при подготовке к медико-санитарному обеспечению населения в ЧС являются принятие решения и планирование медико-санитарного обеспечения.

Принятие решения и его оформление в виде Плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера субъекта РФ составляют основное содержание работы руководителя любого звена службы медицины катастроф и ее органа управления в период подготовки к работе в ЧС. Объем и содержание мероприятий, отражаемых в этом плане, определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении службы медицины катастроф сил и средств.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в ЧС осуществляет ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России.

Решение на медико-санитарное обеспечение является основой управления. По содержанию и форме оно должно:

·     соответствовать принципам медико-санитарного обеспечения, замыслу старшего начальника и его решению по выполнению стоящих перед службой медицины катастроф задач;

·     обеспечивать наиболее эффективное, оперативное и экономное выполнение комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий конкретных ЧС;

·     быть обоснованным, точным, полным, конкретным, отличаться краткостью ясностью изложения.

Под обоснованностью решения подразумевается его соответствие характеру полученной задачи, замыслу старшего начальника, реальным возможностям сил и средств службы медицины катастроф и другим условиям сложившейся обстановки. Обоснованность решения определяется также показателями эффективности медико-санитарного обеспечения, оптимальности использования сил и средств, а также предполагаемых форм и методов выполнения задач.

Кроме обоснованности, важным требованием к решению является своевременность его принятия или уточнения, обеспечивающая возможность всесторонней и своевременной подготовки сил и средств службы медицины катастроф к работе в ЧС, а также решения подчиненными задач в отведенные сроки. Очевидно, что даже самое оптимальное и целесообразное решение не приведет к положительному результату, если оно доведено до исполнителей с опозданием.

В подготовке данных для принятия решения и его оформлении активное участие принимает личный состав органа управления (в соответствии с функциональными обязанностями).

Работа начальника службы медицины катастроф и органа управления по принятию решения зависит от поставленных задач и условий их выполнения, индивидуальных качеств руководителя, его подготовленности, личного опыта, имеющихся практических навыков. Однако в любом случае методика работы должна быть простои и экономной, обеспечивающей своевременное принятие оптимального решения.

Руководитель службы медицины катастроф в интересах принятия правильных, обоснованных решений должен хорошо знать обстановку, владеть навыками ее творческой оценки и методикой выработки решения, знать закономерности медико-санитарного обеспечения в различных ЧС.

Работа по принятию решения и планированию медико-санитарного обеспечения обычно проводится в следующей последовательности:

·     сбор и систематизация исходной информации (данных обстановки);

·     уяснение задачи службы медицины катастроф (формирований, учреждений);

·     расчет времени;

·     определение мероприятий, указания, о проведении которых надо отдать немедленно;

·     оценка обстановки и проведение медико-тактических расчетов;

·     выработка замысла медико-санитарного обеспечения;

·     принятие решения па медико-санитарное обеспечение;

·     предоставление необходимых данных для включения в документы управления ликвидацией последствий ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС;

·     конкретизация порядка выполнения решения;

·     оформление и утверждение решения на медико-санитарное обеспечение (плана медико-санитарного обеспечения);

·     оформление документов планирования, предназначенных для объектов управления.

Приведенная последовательность не означает обязательности существования разрыва во времени при проведении упомянутых мероприятий. Более того, на практике ряд указанных мероприятий часто выполняется практически одновременно.

В решении на организацию медико-санитарного обеспечения населения в ЧС должны быть определены:

·     основные задачи службы медицины катастроф, условия их выполнения;

·     возможная величина санитарных потерь и характер их возникновения;

·     наиболее рациональная группировка сил и средств службы медицины катастроф к началу медико-caнитарного обеспечения, маневрирование ими в ходе медико-санитарного обеспечении и объем медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации;

·     порядок эвакуации пораженных (больных) в ходе медико-санитарного обеспечения;

·     основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при подготовке и в ходе медико-санитарного обеспечения;

·     основные мероприятия службы медицины катастроф по защите, охране сил и средств службы медицины катастроф;

·     основные мероприятия по обеспечению медицинским имуществом, трансфузионно-инфузионными средствами и кислородом;

·     резерв сил и средств службы медицины катастроф и порядок его использования;

·     управление силами и средствами службы медицины катастроф в ходе медико-санитарного обеспечения.

Основным документом управления службой, как указано выше, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается на всех уровнях ВСМК соответствующими штабами службы при участии органов управления других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. План подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии РСЧС.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС, и должен включать:

·     медико-тактическую характеристику данной территории (объекта) с учетом вероятных ЧС;

·     характеристику службы данного уровня;

·     календарный план перевода службы медицины катастроф в различные режимы готовности;

·     частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий конкретных (наиболее вероятных) ЧС.

В частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой конкретной ЧС, необходимо определить:

·     содержание медико-санитарного обеспечения;

·     объем предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи и эвакуации, содержание и объем санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий);

·     потребность в силах и средствах и обеспеченность ими;

·     организацию лечебно-эвакуационного, санитарно- гигиенического, противоэпидемического обеспечения (привлекаемые силы и средства, сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований службы, подготовка к работе учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы формирований и учреждений и др.);

·     организацию снабжения медицинским имуществом;

·     организацию материально-технического обеспечения;

·     содержание и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей; организацию взаимодействия, управления и др.

Финансирование планируемых на территории мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и производится из бюджета субъекта Российской Федерации (за счет средств организаций, объектов экономики, находящихся в зоне ЧС, средств органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, страховых фондов и других источников), а мероприятий, проводимых формированиями службы медицины катастроф других министерств и ведомств - из бюджета этих министерств и ведомств.