8.7.3. Организация работы органов медицинского снабжения службы
медицины катастроф в режиме чрезвычайной ситуации.
При
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС перед службой медицины катастроф
стоит задача в сложных условиях планомерно и в полном объеме обеспечивать
медицинским имуществом деятельность своих учреждений и формирований. С этой целью в режиме чрезвычайной ситуации выполняются следующие мероприятия:
уточнение
потребности в медицинском имуществе для
укомплектования формирований и учреждений службы медицины катастроф и оказания
медицинской помощи пораженным в ЧС;
изъятие
(разбронирование) медицинского имущества из резервов, отпуск (доставка) для
использования его в зоне ЧС;
организация
своевременного и полного обеспечения медицинским имуществом мероприятий службы
медицины катастроф;
учет
обеспеченности учреждений и формирований, осуществляющих оказание медицинской
помощи пораженным, и снабжение их недостающим медицинским имуществом;
представление
заявок в соответствующие органы исполнительной власти на дополнительное
медицинское имущество, недостающее для полной ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС, контроль за его поступлением и использованием;
взаимодействие
с органами медицинского снабжения федеральных, территориальных и местных
органов исполнительной власти, в том числе с органами управления
фармацевтической деятельностью и снабжением медицинской техникой;
учет
медицинского имущества, направленного и поступившего в зону ЧС, его поставщиков
и получателей;
подведение
итогов работы учреждений и подразделений медицинского снабжения и расхода
медицинского имущества в зоне ЧС, подготовка и представление отчетных документов.
Потребность
в медицинском имуществе для оказания медицинской помощи в ЧС определяется
прогнозом или количеством фактически имеющихся пораженных, объемом
противоэпидемических и других мероприятий службы медицины катастроф.
С
этой целью созданы нормативные документы для расчетов потребности в медицинском
имуществе на ЧС:
1.
Расчетные нормы лекарственных средств для оказания
медицинской помощи при землетрясении (Утверждены Минздравом России 6.02.1998 г.);
2.
Расчетные нормы лекарственных средств для оказания
медицинской помощи пораженным при аварии на химически опасных объектах: Методические
указания (Утверждены Минздравом России 2.06.2002 г.);
3.
Типовое положение о бригадах специализированной
медицинской помощи службы медицины катастроф. - М.
4.
Табель оснащения радиологической бригады постоянной
готовности. - М. : ФГУ «ВЦМК «Защита» Росздрава», 2006;
5.
Стандарты оказания медицинской помощи и лечения
больных.
Органами
медицинского снабжения принимаются необходимые меры для полного удовлетворения
потребности с использованием для этого всех доступных источников получения
медицинского имущества. В зависимости от подчиненности медицинских формирований
имеются следующие источники медицинского имущества:
резервы
медицинского имущества службы медицины катастроф - для формирований и
учреждений, подчиненных центрам медицины катастроф;
неснижаемые
запасы медицинского имущества - для лечебно-профилактических учреждений,
имеющих задания на перепрофилирование коечной сети для массового приема
пораженных, и создаваемых ими формирований (медицинские отряды, бригады
специализированной медицинской помощи постоянной готовности и др.) по планам
МСГО.
Кроме того,
для оказания медицинской помощи пораженным используются:
запасы
медицинского имущества лечебно-профилактических учреждений, используемого ими в
своей повседневной лечебно-диагностической работе;
текущие
запасы медицинского имущества аптечных учреждений и имущество, поступающее от
фармацевтических предприятий и других поставщиков по договорам;
медицинское
имущество длительного хранения, содержащееся на базах спецмедснабжения органов
здравоохранения субъектов Российской Федерации (по особому распоряжению);
медицинское
имущество, поступающее из других регионов страны в порядке оказания помощи при
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
медицинское
имущество, получаемое в результате использования местных ресурсов народного
хозяйства;
медицинское
имущество, поступившее в качестве гуманитарной помощи.
Поскольку
на территории России имеется развитая инфраструктура здравоохранения,
источниками получения необходимого медицинского имущества являются текущие
запасы медицинских учреждений. Однако наиболее гарантированными источниками
получения медицинского имущества являются резервы и неснижаемые запасы.
Необходимые количество и ассортимент медицинского имущества обуславливаются их
специальным предназначением для обеспечения мероприятий по оказанию медицинской
помощи пораженным. Это имущество находится на длительном храпении в
установленном ассортименте для конкретного формирования или отделения лечебного
учреждения в условиях, обеспечивающих его сохранность и пригодность к
использованию по назначению. В течение всего срока хранения предметы, для
которых установлены сроки годности, своевременно заменяются (освежаются), а
медицинская техника защищается от коррозии, периодически проверяется и
испытывается, а при необходимости - заменяется на новую.
Хранение
резервов медицинского имущества службы медицины катастроф осуществляется с
учетом возможности его быстрой выдачи и приведения в рабочее состояние в
пределах сроков готовности, определенных для формирований. Аналогично
содержится медицинское имущество и на базах спецмедснабжения, и хотя оно имеет
несколько другое целевое предназначение, его номенклатура и количество могут
удовлетворить потребности службы медицины катастроф. Поскольку при длительном
хранении медицинской техники применяются специальные средства для защиты от
коррозии, перед выдачей в пользование ее необходимо освободить от
консервационных веществ.
При возникновении ЧС подразделения медицинского снабжения, получив
соответствующие разрешения, изымают (разбронируют) медицинское имущество из
резервов и неснижаемых запасов в соответствии с установленными правилами и
отпускают его для укомплектования формирований и учреждений или отгружают в
зону ЧС (рисунок 8.11).
Рисунок
8.11 - Принципиальная схема снабжения
медицинским имуществом формирований СМК в ЧС
Наиболее
доступной для приобретения лекарственных средств и изделий медицинской техники,
кроме запасов, является широкая сеть аптек, аптечных складов (баз), магазинов и
складов медицинской техники. Установленные для них ассортиментные минимумы
товаров включают предметы, необходимые для оказания медицинской помощи при
различных видах поражений людей. Наряду с запасами медицинского имущества
весьма важным является использование производственных возможностей местной
аптечной сети. При оказании медицинской помощи пораженным в ЧС под Уфой к
снабжению лекарственными средствами были оперативно привлечены аптеки. Они
изготавливали и отпускали обезболивающие растворы, плазмозаменители,
антибиотики, перевязочные средства и др. Аптеками Уфы было изготовлено 15 тыс.
л различных солевых растворов. В Ереване во время ликвидации последствий
Спитакского землетрясения (1988) для изготовления лекарств создалась
необходимость круглосуточной работы аптек госпиталей. Для этого создавались
бригады провизоров-технологов с привлечением студентов четвертого курса
фармацевтического факультета Ереванского медицинского института.
Полному
обеспечению потребности службы медицины катастроф в медицинском имуществе могут
способствовать также и другие источники. Так, заблаговременное изучение местных
ресурсов позволит получить в необходимом количестве медицинский кислород,
дистиллированную воду, дезинфекционные средства и др. Сохранившиеся
фармацевтические предприятия могут организовать производство необходимых
лекарственных средств по заранее согласованной номенклатуре или расширить
производство тех, которые выпускаются в данный момент и необходимы для оказания
медицинской помощи пораженным.
Практика
ликвидации ЧС показывает, что гуманитарная помощь в первые дни спасательных
работ не всегда может оказать существенное влияние на полноту медицинского
снабжения. Как свидетельствует международный опыт, ни в одну из стран,
пострадавших от землетрясения за последние годы, медицинская помощь не прибыла
ранее чем через 48 ч. Кроме того, поступившие грузы было необходимо доставить
от аэродрома, способного принимать из-за рубежа тяжелые самолеты, в зону
катастрофы, Поставки материальных средств, в том числе и медицинского
имущества, были неорганизованными и нескоординированными. Часто бывает, что
некоторые лекарственные средства нельзя применять или использовать в полном
объеме из-за истечения или очень коротких сроков годности, одни из них бывают
вообще не нужными в данной ситуации, другие не известны в нашей стране и их
нельзя использовать из-за того, что инструкции к ним на иностранных языках и
т.п.
Опыт
ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений свидетельствует, что для
оказания помощи пострадавшим предлагают свои услуги и направляют в зону ЧС
материальные средства другие регионы страны и многие зарубежные страны. Так, в
оказании помощи Армении приняли участие более 110 государств и 10 международных
организаций. В связи с этим возникала проблема организованного приема и
целенаправленного распределения поступающих ресурсов. Этот опыт был учтен во
время ликвидации последствий ЧС в Башкирии, куда медицинское имущество
непрерывно поступало из многих городов страны. Для приема медицинского
имущества в аэропорту Уфы было установлено круглосуточное дежурство. Из
аэропорта автотранспортом ПО «Фармация» оно немедленно доставлялось в приемный
отдел его головного аптечного склада, который также работал круглосуточно.
Благодаря этому поступающее имущество попадало в организованное русло и
направлялось в медицинские учреждения, где в нем была нужда.
Поэтому
все медицинские грузы, поступающие в зону ЧС различными видами транспорта от
любого грузоотправителя, включая поступление с медицинскими формированиями и
учреждениями, должны быть учтены. Необходимо предусматривать их встречу представителями
центра медицины катастроф. Они регистрируют прибытие медицинского имущества по
дням и месяцам нарастающим итогом и в целом за ЧС по каждому виду транспорта.
Они же организуют и контролируют выгрузку и приемку поступившего медицинского
имущества, а также передачу его по назначению.
Формирования службы медицины катастроф, прибывающие в зону ЧС, распаковывают полученное
медицинское имущество и размещают в предоставленных помещениях, в палатках или
укрытиях. При работе на базе местного учреждения здравоохранения лекарственные
средства и расходное медицинское имущество передаются по накладной в его
аптеку. По возвращении формирования в пункт постоянного пребывания накладная и
доверенность на лицо (представителя получателя), принявшее имущество, как и другие
первичные учетные документы, сдаются с отчетом в отдел медицинского снабжения
центра медицины катастроф, а затем в бухгалтерию медицинского учреждения по
подчиненности для учета и последующих взаиморасчетов.
Среди формирований службы медицины катастроф особое место занимают
полевые госпитали (отряды). Их обеспечение во время автономной работы лекарственными
средствами осуществляет аптека, медицинской техникой и другими предметами
медицинского назначения - отдел материально-технического обеспечения (рисунок
8.12).
Рисунок 8.12 – Схема подразделений обеспечения ПМГ
«Защита»
При автономной работе госпиталя службы медицины катастроф в зоне ЧС
обеспечение его лекарственными средствами, медицинской техникой и другим
медицинским имуществом осуществляют штатные аптека и отделение материально-технического
обеспечения. Аптека развертывается в предоставленных соответствующих
помещениях, а при их отсутствии - в оборудованных палатках. Место для
размещения аптеки определяет главный врач госпиталя с учетом развертывания
помещений для обеспечения сохранности запасов медицинского имущества, наличия
энергоресурсов для работы оборудования,
удобства отпуска имущества
функциональным подразделениям (рисунок 8.13).
Рисунок
8.13 – Схема развертывания аптеки (вариант ): I – прием рецептов, отпуск
лекарств; II – ассистентская; III – бокс; IV – склад запасов медицинского
имущества (1 – стол для приема рецептов и выдачи готовых лекарств, 2 – стол
(шкаф) для готовых лекарств, 3 – умывальник, 4 – табурет, 5 – мойка для посуды,
6 – стол (ящик, шкаф) для чистой посуды, 7 – стол для приготовления инъекционных
растворов, 8 – стол для приготовления лекарств, 9 – печь, 10 – запас
медицинского имущества, 11 – стерилизационно-дистилляционная установка).
Кроме
развертывания аптеки в приспособленных помещениях в зоне ЧС возможно
использование мобильной аптеки (рисунок 8.14).
Рисунок
8.14 – Мобильный аптечный комплекс (справа – развернут в зоне ЧС)
Такой мобильный аптечный
комплекс предназначен для обеспечения медицинским имуществом, включающим
лекарственные средства и предметы медицинского назначения, основных
функциональных подразделений медицинских формирований (госпитали, отряды) при
оказании ими медицинской помощи раненым, больным и пораженным в полевых условиях
в зоне ЧС. Состоит из модулей: модуль рецептурный и запасов; модуль
технологический; модуль вспомогательный; склад медицинский; стыковочный модуль.
Время развертывания летом (зимой) составляет не более 45 (60) минут, а
свертывания 60 минут. Продолжительность непрерывной работы (при организации
сменной работы персонала) составляет не более 72 часов (рисунок 8.15).
Рисунок
8.15 – Мобильный аптечный комплекс МРЗ – Модуль рецептурный и запасов, МТ
– Модуль технологический, МВ – Модуль вспомогательный,
СМ –
стыковочный модуль, ТП – тамбур переходной)
Аптека подчиняется заместителю главного врача по лечебной работе. По штату в
нее входят: заведующий аптекой, провизор, фармацевт, санитарки.
Работа
аптеки госпиталя в зоне ЧС организуется в основном аналогично работе аптеки
лечебно-профилактического учреждения. Она выполняет следующие основные задачи:
определение
и планирование потребности в лекарственных средствах и другом медицинском
имуществе по закрепленной номенклатуре, их истребование и заготовку;
прием
лекарственных средств, поступающих для нужд госпиталя;
накопление
запаса медицинского имущества в аптеке, его хранение, обоснованный и законный
отпуск и расход;
изготовление
лекарственных средств;
снабжение
подразделений госпиталя готовыми и экстемпоральными лекарственными средствами;
предметно-количественный
и суммовой учет медицинского имущества;
контроль
за сроками годности и качеством лекарственных средств;
разработка
текущей и итоговой отчетности по медицинскому снабжению;
контроль
за порядком храпения, законным и целесообразным расходованием лекарственных
средств в подразделениях госпиталя.
В режиме повседневной деятельности основные усилия аптеки должны быть
направлены на накопление и содержание в готовности к применению запаса табельного
медицинского имущества, его освежение, пополнение и обеспечение сохранности.
Для
выполнения этих функций в составе аптеки предусматриваются и оборудуются
помещения или рабочие места для приема накладных на медицинское имущество и его
отпуска, ведения учета (приемно-рецептурная), изготовления не стерильных
лекарственных средств (ассистентская), изготовления стерильных лекарственных
средств (асептическая), моечная, материальная (кладовая). Площадь помещений для
аптеки и хранения запасов медицинского имущества определяется объемами работы
по изготовлению лекарственных средств и хранимого имущества. Дистиллированную
воду аптека получает из местных аптечных учреждений, а при отсутствии такой
возможности - с помощью собственного аквадистиллятора. При отсутствии в
достаточном количестве стерильных растворов заводского производства аптека
обеспечивает их изготовление. Как правило, потребность в них очень большая и
исчисляется сотнями флаконов в сутки.
Медицинская
техника по прибытии аптеки в зону ЧС сразу же выдается в подразделения
госпиталя.
Учет медицинского имущества в госпитале ведется так же, как это
предусмотрено для лечебно-профилактических учреждений. Организуется он с
момента развертывания госпиталя на основании накладных на получение из
медицинского склада центра и выдачу подразделениям, а также других первичных
учетных документов, которыми зарегистрированы хозяйственные операции,
выполненные с медицинским имуществом. Доставляемое в госпиталь медицинское
имущество принимается соответственно заведующим аптекой или складом согласно
порядку, изложенному в Положении по организации медицинского снабжения службы медицины
катастроф Минздрава России.
Отдел материально-технического обеспечения подчиняется заместителю главного
врача по административно-хозяйственной работе. Организует работу отдела и несет
за нее ответственность начальник отдела. Для обеспечения госпиталя медицинской
техникой отдел выполняет следующие основные задачи: планирование, заготовка
медицинской техники и других предметов медицинского назначения по закрепленной
номенклатуре, снабжение ими подразделений госпиталя, ведение учета и
отчетности, руководство подчиненным складом. Склад осуществляет прием,
хранение, учет и отпуск медицинской техники.
Инженерно-техническое отделение возглавляет главный инженер госпиталя.
Он организует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и несет за
это ответственность. На него возлагаются такие обязанности, как: планирование и
организация выполнения монтажных и пусконаладочных работ, техническое обслуживание
и ремонт медицинской техники; контроль за порядком эксплуатации медицинской
техники и ее техническим состоянием; организация метрологического контроля
медицинских средств измерений; определение и планирование потребности в
запасных частях к медицинской технике и материалах, их истребование и
заготовка; участие в приемке медицинской техники, поступающей для нужд
госпиталя; освидетельствование медицинской техники, пришедшей в негодное
состояние, и подготовка материалов на ее списание; контроль выполнения
мероприятий по безопасной эксплуатации медицинской техники; организация учета,
сбора и сдачи в Государственный фонд вторичных драгоценных металлов из изделий
медицинской техники; участие в разработке предложений для формирования
технической политики в оснащении госпиталя современной медицинской техникой и
организация се рационального использования, а также руководство подчиненной
мастерской по ремонту медицинской аппаратуры. В режиме повседневной
деятельности отделение контролирует порядок содержания и техническое состояние
медицинской техники в резерве, проводит ее испытания на работоспособность
В
бригаде специализированной медицинской помощи учет медицинского имущества
ведется с момента получения его материально ответственным лицом. Для этого ему
вместе с имуществом выдаются накладные и необходимые бланки учетных документов.
По прибытии в медицинское учреждение, па базе которого бригада организует свою
работу, имущество полностью или частично передастся ему по доверенности и
накладной, подписанной руководителем бригады и материально ответственным лицом;
по таким же накладным имущество по частям выдается для работы специалистам
бригады в количестве, соответствующем 1-3 суточным потребностям.
Регистрационные учетные документы в бригадах специализированной медицинской
помощи не ведутся.
Восполнение израсходованного медицинского имущества производится из резервов
территориальных центров медицины катастроф в зоне ЧС, а при их недостаточности,
полном использовании или утрате - из ближайших аптечных складов (баз),
магазинов и складов медицинской техники различных форм собственности и
соответствующих филиалов ВЦМК «Защита». Для пополнения запасов медицинского
имущества используются и местные ресурсы в зоне ЧС или на прилегающих к ней
территориях. Пополнение недостающим медицинским имуществом осуществляет также и
ВЦМК «Защита».
Независимо от режима функционирования службы медицины катастроф
отпуск медицинского имущества подразделениями медицинского снабжения
производится в установленном порядке. Особое внимание уделяется соблюдению правил обращения
с лекарственными средствами списка А, наркотическими и психотропными
препаратами.
По завершении работы в зоне ЧС формирования и учреждения представляют
в бухгалтерию товарные отчеты по медицинскому имуществу. Если срок работы в
зоне ЧС превышает один месяц, то отчеты представляются ежемесячно, в том числе
и по почте. Неизрасходованное медицинское имущество приводится в порядок и
закладывается на хранение. Уровни запасов доводятся до установленных размеров.
По
итогам работы в зоне чрезвычайной ситуации начальники подразделений
медицинского снабжения (лица, отвечающие за обеспечение медицинским имуществом)
составляют и установленным порядком представляют отчет, в котором отражают
следующие данные:
оценка установленной нормы медицинского имущества для учреждения
или формирования (номенклатура необходимого, но отсутствующего либо имеющегося
в недостаточном количестве имущества, предложения по совершенствованию нормы и
т. д.);
привлечение (использование) запасов медицинского имущества
лечебно-профилактических и аптечных учреждений, располагавшихся в зоне чрезвычайной
ситуации;
организация и объем изготовления лекарственных средств;
расход медицинского имущества в денежном выражении по группам
— лекарственные средства, иммунобиологические препараты, перевязочные средства
и шовный материал и т. д.;
количество медицинского имущества, переданного местным органам
здравоохранения, по номенклатуре и в денежном выражении, в том числе по
завершении работ в зоне чрезвычайной ситуации;
потребность в транспортных средствах, необходимых для перевозки
медицинского имущества, и обеспеченность ими;
оценка работы штатной (табельной) медицинской техники в
экстремальных условиях;
организация и порядок взаимодействия по вопросам медицинского
снабжения с лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями;
оценка работы вышестоящих органов медицинского снабжения по
вопросам порядка и организации обеспечения медицинском имуществом, в том числе
и гуманитарной помощи.
В отчете
отражают и другие вопросы, характеризующие особенности обеспечения медицинским
имуществом в произошедшей чрезвычайной ситуации. Завершается отчет конкретными
и обоснованными выводами и предложениями.
С
целью своевременного и полного обеспечения медицинским имуществом мероприятий
по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, рационального использования
ресурсов медицинского имущества, в том числе жизненно важных лекарственных
средств и другого медицинского имущества, имеющегося в лечебно-профилактических
и аптечных учреждениях различной ведомственной подчиненности и форм собственности,
торговых организациях системы медицинской техники, органы медицинского
снабжения службы медицины катастроф взаимодействуют с местными органами
управления фармацевтической деятельностью и другими органами исполнительной
власти. Взаимодействие организуется через Комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего
уровня.