7.11. Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях.

 

Управление организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий заключается в повседневной деятельности руководящего состава и органов управления по поддержанию постоянной готовности к действиям личного состава формирований санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, персонала объектов и населения в зонах ЧС.

Управление должно иметь четко построенную автоматизированную систему от центральных органов до специализированных формирований в районах катастроф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и подготовленных для этих целей специалистов (эпидемиологов, гигиенистов, санитарных врачей, радиологов токсикологов, инженеров и др.).

Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы включает:

·  сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информации (санитарно-гигиенической и эпидемиологической);

·  анализ информации и оценку обстановки;

·  принятие решения на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

·  планирование организации санитарно-эпидемиологического надзора;

·  донесение задач до исполнителей;

·  организацию взаимодействия и поддержание его в ходе ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

·  организацию пунктов управления;

·  контроль за деятельностью подчиненных и оказание им помощи;

·  оценку качества и эффективности проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Для достижения эффективного управления организацией деятельности санитарно-эпидемиологической службы информация должна быть своевременной, полной и достоверной. Это достигается соответствующей периодичностью и направленностью потоков информации, их централизацией и децентрализацией.

Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-профилактических учреждениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, условно делятся на следующие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, информационно-методические, плановые, учетные, отчетные, пропагандистские по здоровому образу жизни, запросы, ответы па запросы и предложения.

Исходные данные для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий получают:

1) от (меж-)региональных органов (штабов) по делам ГОЧС: о порядке оповещения; об опасностях, возникших в ЧС; о категории по гражданской обороне городов, на территории которых сложилась ЧС; о местах потенциально опасных объектов народного хозяйства; о границах зон возможных разрушений, опасного химического и радиоактивного загрязнения, о наличии инфекционных больных, возможного катастрофического затопления местности; о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке связи с ними; о силах и средствах, выделяемых по планам органов управления ГОЧС па проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2) от муниципальных органов исполнительной власти: о районах рассредоточения в загородной зоне; о порядке и маршрутах следования в районы рассредоточения; о местах расположения эвакуационных комиссий, санитарно-противоэпидемической комиссии; о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами питания, предметами первой необходимости и медико-санитарного обеспечения;

3) от других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, МВД России и др.): о порядке связи и оповещения; о границах зон возможных разрушений, опасного химического и радиоактивного загрязнения местности по оценке их органов управления; о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану объектов.

Анализ полученной информации осуществляется на основе гигиенической и эпидемиологической диагностики условий размещения, питания, водоснабжения, а также инструментальных измерений и изучений факторов риска ухудшения работоспособности населения в зонах ЧС и личного состава формирований, принимающего участие в организации санитарно-противоэпидемического обеспечения,

Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включает характеристику: фактических результатов воздействия экстремальных факторов (разрушения, затопления, радиоактивного и химического загрязнения) на здоровье людей, готовности сил и средств к выполнению стоящих перед ними задач, степени защищенности населения и личного состава формирований от опасностей ЧС, физико-географических и климатических условий и их влияния на организацию и выполнение санитарно-гигиенических мероприятий.

В выводах из оценки обстановки определяется степень готовности сил и средств к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации в процессе проводимых мероприятий.

В решении на организацию и проведение санитарно-гигиенических мероприятий отражаются следующие вопросы:

·  задачи формированиям санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля;

·  сосредоточение основных усилий, способы и последовательность выполнения задач;

·  основные вопросы взаимодействия;

·  организация управления и всестороннего обеспечения.

К основным мероприятиям, планируемым и проводимым в зонах ЧС, относятся:

·  оповещение органов управления, сил и средств центров гигиены и эпидемиологии согласно установленному порядку и схемам;

·  оценка санитарно-гигиенической обстановки, перевод органов и учреждений центров гигиены и эпидемиологии в режим чрезвычайной ситуации;

·  выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов центров гигиены и эпидемиологии в район ЧС;

·  организация санитарно-эпидемиологического надзора и гигиенической экспертизы в зонах ЧС;

·  осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей системе СНЛК) за состоянием окружающей среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;

·  организация материально-технического обеспечения работы специалистов центров гигиены и эпидемиологии, восполнение резерва и создание оперативных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических и других средств для ликвидации ЧС.

Доведение задач до исполнителей осуществляется через руководителей органов управления, учреждений и формирований, которые осуществляют весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением санитарно-эпидемиологическим надзором и санитарно-гигиеническими мероприятиями. Эти действия реализуются посредством приказов, приказаний, указаний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативного воздействия осуществляется путем составления календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих решений. Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки.

Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий формирований центров гигиены и эпидемиологии, Минобороны, МЧС России, органов исполнительной власти и сил других ведомств, привлекаемых или обеспечивающих выполнение задач при проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по задачам, месту, времени и способам их совместных действий.

Для организации управления вне зоны катастрофы могут развертываться пункты управления - самостоятельные или в составе штабов по делам ГОЧС и других ведомств. Для обеспечения работы личного состава пункта управления должна быть отработана соответствующая документация:

·  схемы оповещения и связи;

·  оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы);

·  документация, отрабатываемая в ходе выполнения личным составом своих обязанностей по предназначению;

·  списки личного состава формирований, его функциональные обязанности;

·  справочные и методические материалы;

·  руководящие документы и др.

Контроль и оказание помощи подчиненным организуется и проводится в ходе контрольных проверок, инспектирования, ревизий, учений, тренировок и занятий.

Качество и эффективность управления проводимыми санитарно-гигиеническими мероприятиями оценивается по:

·     отсутствию или снижению отдаленных последствий после ликвидации ЧС;

·     времени, затраченному на приведение объекта в надлежащее состояние;

·     степени эффективного использования сил и средств;

·     состоянию формирований после выполнения задач, их работоспособности и по другим критериям.

В процессе организации санитарно-противоэпидемических мероприятий при катастрофах исключительно важное значение в деятельности руководителя имеет четкое управление объектом здравоохранения и центрами гигиены и эпидемиологии при приведении их в готовность и в ходе ликвидации последствий ЧС.

Управление на объекте ГО центров гигиены и эпидемиологии организует штаб по делам ГОЧС. Из состава штаба создаются два дежурных расчета для обеспечения круглосуточной работы, определяется состав оперативной группы для решения возникающих задач.

Основной задачей штаба является отработка планирующей документации для работы объекта в ЧС и документов по управлению, которые позволили бы обеспечить рациональное использование сил и средств в условиях сложной обстановки. В работе штаба выделяются три периода: до возникновения ЧС, период возникновения ЧС и ликвидации ее последствий, период восстановления обычного режима работы.

До возникновения ЧС па штаб возлагается подготовка его членов, создание оперативной группы, содержание в состоянии повседневной готовности пункта управления, совершенствование систем оповещения и связи.

Штаб организует проведение мероприятий в соответствии с календарным планом:

·  проводит штабные тренировки и учения на объекте;

·  принимает участие в мероприятиях, проводимых службой медицины катастроф района и города;

·  организует подготовку формирований и объекта в целом для работы в чрезвычайных ситуациях.

Важное место в работе штаба объекта занимает прогнозирование обстановки, в которой может оказаться объект. Содержание работы штаба и функциональных отделений объекта в течение года находит отражение в итоговом приказе начальника ГО объекта.

В приказе отражается степень выполнения запланированных на год мероприятий, дается оценка работы основных подразделений объекта центров гигиены и эпидемиологии по подготовке к действиям в ЧС, отмечаются имевшие место недостатки и факты проявления недисциплинированности, невыполнения обязанностей должностными лицами. В его приказной части излагаются основные мероприятия, которые будут проводиться в течение следующего года, определяются пути устранения причин, снижающих уровень подготовки объекта к работе в ЧС, объявляются поощрения, а при необходимости и взыскания. К приказу прилагается календарный план основных мероприятий на год с указанием сроков их проведения, исполнителей и ответственных за их проведение. В приказе определяется порядок финансирования этих мероприятий. Контроль за выполнением приказа возлагается на начальника штаба объекта.

Второй период характеризуется угрозой возникновения или внезапным возникновением очага катастрофы. Работа начальника ГО объекта в данной ситуации начинается со сбора данных и анализа обстановки, а также с получения задания от вышестоящего органа управления. В зависимости от прогнозируемой обстановки и характера возможной ЧС принимается решение по подготовке объекта, его переводу на режим работы в ЧС. Может быть задействована схема оповещения и сбора только руководящего состава или полностью всего персонала объекта центров гигиены и эпидемиологии. Особое место в управлении занимает распорядительность при выполнении мероприятий по защите персонала и больных, по приведению в готовность созданных медицинских формирований (бригад и отрядов) и перепрофилированию коек для приема инфекционных больных.

В целях непрерывности проведения мероприятий и наращивания усилий по подготовке объекта центров гигиены и эпидемиологии его штаб может переводиться на круглосуточный режим работы. При этом для персонала штаба, а при необходимости и для персонала функциональных отделений, может устанавливаться продленный рабочий день (12 ч и более). В штабе организуется круглосуточное оперативное дежурство, ведется журнал оперативного дежурного.

Организация круглосуточной работы штаба и объекта определяется приказом главного врача - начальника ГО объекта, учет работы персонала для выплаты заработной платы ведется в соответствии с графиком по практически затраченному времени.

При переводе на круглосуточный режим работы предусматривается размещение персонала и предоставление ему возможности для отдыха, организуется питание на объекте (за плату). В часы отдыха персонал может убывать из расположения объекта только по разрешению руководителя - начальника ГО объекта или начальника штаба по делам ГОЧС объекта.

Организация управления на объекте зависит от складывающейся обстановки: объект может оказаться в зоне воздействия поражающих факторов либо не подвергается их воздействию. В первом варианте управление направлено на обеспечение защиты персонала и материальных средств, во втором - на выполнение задания по проведению мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС.

При внезапно возникающих ЧС исключительно важное значение имеет отработанная система оповещения и связи не только в масштабе административной территории, но и внутри объектов. Решение этой задачи управления обеспечивается наличием внутриобъектовой селекторной связи, установкой радиоточек в закрытых сооружениях. При отсутствии достаточной проводной связи на объекте необходимо заблаговременно создавать звенья связи и оповещения из персонала.

При возникновении ЧС в нерабочее время управление на объекте организует дежурная смена под руководством ответственного дежурного, задействуя схему оповещения и сбора руководящего состава, а при необходимости и персонала формирований и объекта. Ответственный дежурный руководствуется инструкцией по действиям при угрозе возникновения и при возникновении ЧС, учитывая при этом конкретные условия обстановки. Обязательным элементом управления на объектах является своевременное представление срочных и внеочередных донесений вышестоящему органу управления ГОЧС и по подчиненности. Срочные донесения представляются два раза в сутки в установленные сроки, как правило, по состоянию на 8.00 и 20.00. Внеочередные донесения представляются в случаях, не терпящих отлагательства, и в установленном порядке, который определяется вышестоящим органом управления. Срочные донесения представляются с использованием формализованных документов, внеочередные - в произвольной форме с кратким изложением их сущности.

Вся поступающая информация и распоряжения вышестоящего органа регистрируются в журнале оперативного дежурного объекта. По этим данным в каждом случае принимается решение с отметкой в журнале. Принятое решение доводится до исполнителей. Особенно сложной является организация управления при эвакуации объекта и его развертывании в новом месте дислокации. При этом основные вопросы решает созданная на объекте эвакуационная комиссия, которая на этот период может усиливаться за счет штаба ГО объекта.

Управление созданными санитарно-эпидемиологическими формированиями (бригадами, отрядами) на объекте центров гигиены и эпидемиологии осуществляется штабом по делам ГОЧС объекта при приведении их в готовность, то есть в процессе их укомплектования персоналом и оснащения имуществом, выделения им транспорта, и завершается постановкой задачи в соответствии с распоряжением вышестоящего органа управления (штаба по делам ГОЧС).

При организации аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте, который оказался в зоне воздействия поражающих факторов ЧС, управление собственными силами и средствами, а также прибывающими в порядке усиления возлагается на руководителя ГО объекта и его штаб.

Третий период в работе штаба по делам ГО - это обобщение и анализ проведенных мероприятий после ликвидации последствий ЧС, восстановление обычного режима работы объекта. Перевод персонала и функциональных отделений объекта на обычный режим работы определяется приказом его руководителя. В зависимости от конкретных условий этот перевод может быть по этапным либо одномоментным. Об итогах работы объекта представляется отчет в вышестоящий орган управления по подчиненности.

 

Контрольные вопросы и задания для закрепления пройденного материала.

1. Характеристика функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой Минздравсоцразвития.

2. Характеристика формирований постоянной готовности санитарно-противоэпидемического профиля Роспотребнадзора.

3. Основные принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

4. Что понимается под санитарно-гигиеническим обеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации.

5. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим обеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации.

6. Характеристика чрезвычайной эпидемиологической ситуации в зоне чрезвычайной ситуации.

7. Какие меры медицинского характера по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях выполняются санитарно-противоэпидемической комиссии?

8. Как осуществляется организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зоне разрушительного землетрясения?

9. Как осуществляется организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зоне наводнения?

10. Как осуществляется организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при техногенных авариях и катастрофах?