7.3.2. Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

 

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и Роспотребнадзора.

Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:

·     своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;

·     принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от АОХВ, биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

Система СНЛК включает:

·  Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;

·  академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;

·  кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;

·  территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

·  специализированные инспекции аналитического контроля;

·  авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

·  специализированные комбинаты «Радон»;

·  центры гигиены и эпидемиологии;

·  сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД»;

·  противочумные институты;

·  территориальные ветеринарные лаборатории;

·  проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;

·  станции защиты растений;

·  пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;

·  пограничные пункты по карантину растений;

·  производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;

·  химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

·  посты радиационного и химического наблюдения.

Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.

Основной задачей Федерального Центра гиены и эпидемиологии является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

На управления в семи федеральных округах службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также других министерств и ведомств возлагается:

·  проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

·  установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

·  осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

·  проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, OB, AOXB и зараженных БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

·  измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

·  определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

·  установление радионуклидного состава исследуемых проб;

·  определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;

·  уководство работой нижестоящих звеньев службы на подведомственной территории и оказание им методической помощи.

При возникновении чрезвычайных ситуаций подразделения СНЛК развертываются в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно на биологически опасных объектах, и свою работу планируют в соответствии с масштабами предполагаемых последствий в зонах ЧС.

При планировании работы учреждений СНЛК в чрезвычайных условиях необходимо учитывать пропускную способность лабораторий по проведению санитарно-гигиенической и микробиологической экспертизы зараженных продовольствия и воды, а также возможности их в проведении индикации с учетом укомплектованности кадрами, их квалификации, наличия лабораторного имущества.

Все лаборатории медицинских формирований должны прибыть в зоны бедствия в короткие сроки и оперативно организовать свою работу по месту новой дислокации. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение соответствующего палаточного фонда или лабораторий на автомобилях. В тех случаях, когда нет возможности для развертывания лабораторий и организации их работы в зоне бедствия, индикация должна проводиться в лаборатории по месту её постоянного расположения или в новом месте дислокации, где имеются (сохранились) соответствующие помещения.

При комплектовании лабораторий для индикации в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты городских (районных) центров гигиены и эпидемиологии объектовых лабораторий. Для проведения микробиологических исследований лаборатория должна иметь следующих специалистов:

         Начальник лаборатории (бактериолог) - 1

         Врач-бактериолог                                - 4-5

         Врач-вирусолог                                   - 2

         Энтомолог (паразитолог)                    - 1

         Лаборант                                             - 6-7

         Санитар (препаратор)                         - 2-3

         Техник-механик                                  - 1

Среди большого объема противоэпидемических мероприятий, проводимых в очагах опасных инфекционных заболеваний, микробиологические методы исследований являются ведущими в ранней диагностике инфекционных заболеваний. Ценность лабораторных исследований зависит от надлежащего выполнения требований к сбору, хранению и транспортировке материала, а также от адекватности выбранных методик и профессионального уровня медицинских работников.

В соответствии со схемой и методами лабораторных исследований при определенной сработанности и натренированности медицинского персонала центров гигиены и эпидемиологии и медицинских формирований ежедневно исследуется 25-30 микробиологических проб.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация БС. В основе ее лежат лабораторные методы микробиологического экспресс-анализа, предусматривающего два взаимодополняющих этапа исследования:

·     непосредственный анализ негативных материалов проб с помощью экспресс-методов (МФА и РНГА);

·     исследование этими же методами материалов тех же проб после их предварительного биологического обогащения.

При проведении индикации предварительный (предупредительный) ответ может быть получен через 1-3 ч. (при одновременном поступлении большого числа проб эти сроки могут увеличиваться до 3-5 ч.), на втором этапе индикации в течение последующих 18-48 (72) ч. выдают окончательный ответ о наличии в пробе возбудителя инфекционного заболевания.

От персонала лабораторий, включенных в СНЛК, требуется не только хорошая специальная подготовка, но и высокая организованность, умение правильно и четко ориентироваться в конкретной обстановке, маневрировать своими силами и средствами в соответствии со складывающейся обстановкой. Для этого определены обязательный перечень основных документов, которые должны иметь лаборатории, и соответствующее материально-техническое обеспечение.

Для организации санитарно-химической лаборатории в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты нетолько центров гигиены и эпидемиологии, но и МЧС, МО, ВСМК. При этом они должны решать следующие задачи:

1. Проведение санитарно-химической разведки в районе аварии. Идентификация химических веществ.

2. Определение уровней загрязнения объектов окружающей среды, жилых помещений и др. Оценка степени опасности химической аварии.

3. Прогноз развития аварийной ситуации (масштаб аварии, объем и структура санитарных потерь).

4. Рекомендации по проведению защитных мероприятий в отношении спасателей, медицинского персонала и населения, попавшего в зону поражения.

5. Контроль за соблюдением санитарно-токсикологического режима в медицинских подразделениях и учреждениях.

6. Участие в принятии решения о маршруте и месте эвакуации.

7. Оказание консультативной помощи в диагностике и лечении интоксикации.

Состав:

врач-гигиенист (руководитель бригады) - 1

врач -токсиколог                                       -1

врач-токсиколог (терапевт)                      -1

главный специалист (химик)                    -1

химик-аналитик                                         -2-4

техник-механик                                          -1

В течение суток санитарно-химическая лаборатория может выдать результаты 100-200 анализов, что зависит от физико-химических свойств аварийно-опасного вещества и условий протекания аварии. Время выдачи результатов исследования зависит от наличия соответствующей аналитической аппаратуры и длится от нескольких минут до часа и более.

Основными задачами противочумных учреждений и их отделений являются:

·     проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;

·     осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;

·     при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов;

·     измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

·     установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.

Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:

·     определение уровней гамма-излучения на местности в районе своих площадок размещения;

·     количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненность к АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;

·     проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;

·     выявление характера эпидемического очага.

В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Эти же лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кроме того, они определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов.

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию OB, AOXB, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.

Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях министерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

В случае необходимости перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзора в места их нового размещения в районе ЧС все лаборатории должны прибыть в короткие сроки и развернуть функциональные подразделения для работы. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение палаточного фонда или лабораторий на автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации их работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.

При комплектовании лаборатории для индикации временно могут быть использованы специалисты местных центров санитарно-эпидемиологического надзора и объектовых лабораторий. Для проведения микробиологических исследований лаборатория должна иметь: начальника лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бактериологов, 2 врачей-вирусологов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), техника-механика.

В токсико-химических и радиологических лабораториях используется существующий штат, но не менее 2-3 врачей соответствующего профиля в каждой лаборатории.

В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и формированиях центров санитарно-эпидемиологического надзора, центров гигиены и эпидемиологии ежедневно можно исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48-50 - токсико-химических, 90-100 - радиологических.

После доставки проб из эпидемического очага определяется вид бактерий. Для этого требуется выдать предварительный ответ через 1-3 ч, а окончательный - через 12-48 ч.

Учреждения должны иметь следующий комплект документации:

·  ведомственное Положение (Инструкцию) о работе СНЛК;

·  план перевода учреждений с мирного на военное положение;

·  план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

·  схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее

·  время;

·  перечень функциональных обязанностей специалистов учреждений;

·  перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

·  перечень АОХВ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;

·  перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

·  инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

·  инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

·  методики отбора проб и проведения исследований на загрязненность РВ, ОВ, АОХВ и зараженность БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

·  нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допустимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье для мирного и военного времени;

·  карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

·  журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

·  журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

·  инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;

·  переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГОЧС.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.