7.3.2. Организация и
задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.
Сеть наблюдения и лабораторного
контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля
РСЧС.
Система СНЛК организационно включает
службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в
том числе и Роспотребнадзора.
Общее руководство СНЛК возлагается на
МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК
осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации,
включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный
контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
· своевременного обнаружения и
индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического)
заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья,
продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов,
растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;
· принятия экстренных мер по защите
населения, сельскохозяйственного производства от АОХВ, биологических
(бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
Функционирование СНЛК
осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности
и режиме чрезвычайной ситуации.
Система СНЛК включает:
· Всероссийский центр наблюдения и
лабораторного контроля МЧС России;
· академические и отраслевые
научно-исследовательские учреждения;
· кафедры (лаборатории) высших учебных
заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического,
ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;
· территориальные управления и центры
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
· специализированные инспекции
аналитического контроля;
· авиа- и гидрометеорологические
станции и посты;
· специализированные комбинаты «Радон»;
· центры гигиены и эпидемиологии;
· сетевой, дорожные, отделенческие,
линейные центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном
транспорте ОАО «РЖД»;
· противочумные институты;
· территориальные ветеринарные
лаборатории;
· проектно-изыскательские центры и
станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной
радиологии, агрохимические лаборатории;
· станции защиты растений;
· пункты сигнализации и прогнозов
проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
· пограничные пункты по карантину
растений;
· производственные (объектовые)
лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций
Российской Федерации;
· химико-радиометрические лаборатории
гражданской обороны;
· посты радиационного и химического
наблюдения.
Головные учреждения СНЛК (наиболее
подготовленные к выполнению задач) являются подразделениями повышенной
готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.
Основной задачей Федерального Центра
гиены и эпидемиологии является участие в разработке и проведении мероприятий по
обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и
пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также
оказание методической помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора
в ЧС мирного и военного времени.
На управления
в семи федеральных округах службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, а также других министерств и ведомств возлагается:
· проведение
санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами
формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических
отрядов и др.);
· установление вида микробиологических
средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний
в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды,
продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от
больных и трупов людей (специфическая индикация);
· осуществление идентификации
выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
· проведение санитарной экспертизы
продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, OB, AOXB и зараженных БС, с выдачей заключения
о пригодности их к использованию по назначению;
· измерение мощности доз радиоактивного
излучения на местности в районе расположения учреждения;
· определение удельной и объемной
активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого
сырья на контролируемых объектах;
· установление радионуклидного состава
исследуемых проб;
· определение на контролируемых
объектах загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и
АОХВ;
· уководство работой нижестоящих
звеньев службы на подведомственной территории и оказание им методической
помощи.
При возникновении
чрезвычайных ситуаций подразделения СНЛК развертываются в районах стихийных
бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно на биологически
опасных объектах, и свою работу планируют в соответствии с масштабами
предполагаемых последствий в зонах ЧС.
При планировании работы
учреждений СНЛК в чрезвычайных условиях необходимо учитывать пропускную
способность лабораторий по проведению санитарно-гигиенической и
микробиологической экспертизы зараженных продовольствия и воды, а также
возможности их в проведении индикации с учетом укомплектованности кадрами, их
квалификации, наличия лабораторного имущества.
Все лаборатории медицинских
формирований должны прибыть в зоны бедствия в короткие сроки и оперативно
организовать свою работу по месту новой дислокации. Для этого необходимо
заранее предусмотреть выделение соответствующего палаточного фонда или
лабораторий на автомобилях. В тех случаях, когда нет возможности для
развертывания лабораторий и организации их работы в зоне бедствия, индикация
должна проводиться в лаборатории по месту её постоянного расположения или в
новом месте дислокации, где имеются (сохранились) соответствующие помещения.
При комплектовании
лабораторий для индикации в районах стихийных бедствий временно могут быть
использованы специалисты городских (районных) центров гигиены и эпидемиологии
объектовых лабораторий. Для проведения микробиологических исследований
лаборатория должна иметь следующих специалистов:
Начальник лаборатории (бактериолог) - 1
Врач-бактериолог - 4-5
Врач-вирусолог - 2
Энтомолог (паразитолог) - 1
Лаборант - 6-7
Санитар (препаратор) - 2-3
Техник-механик - 1
Среди большого объема
противоэпидемических мероприятий, проводимых в очагах опасных инфекционных
заболеваний, микробиологические методы исследований являются ведущими в ранней
диагностике инфекционных заболеваний. Ценность лабораторных исследований
зависит от надлежащего выполнения требований к сбору, хранению и
транспортировке материала, а также от адекватности выбранных методик и
профессионального уровня медицинских работников.
В соответствии со схемой
и методами лабораторных исследований при определенной сработанности и
натренированности медицинского персонала центров гигиены и эпидемиологии и
медицинских формирований ежедневно исследуется 25-30 микробиологических проб.
Для определения вида
биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается
специфическая индикация БС. В основе ее лежат лабораторные методы
микробиологического экспресс-анализа, предусматривающего два взаимодополняющих
этапа исследования:
· непосредственный анализ негативных
материалов проб с помощью экспресс-методов (МФА и РНГА);
· исследование этими же методами
материалов тех же проб после их предварительного биологического обогащения.
При проведении индикации
предварительный (предупредительный) ответ может быть получен через 1-3 ч. (при
одновременном поступлении большого числа проб эти сроки могут увеличиваться до
3-5 ч.), на втором этапе индикации в течение последующих 18-48 (72) ч. выдают
окончательный ответ о наличии в пробе возбудителя инфекционного заболевания.
От персонала лабораторий,
включенных в СНЛК, требуется не только хорошая специальная подготовка, но и
высокая организованность, умение правильно и четко ориентироваться в конкретной
обстановке, маневрировать своими силами и средствами в соответствии со
складывающейся обстановкой. Для этого определены обязательный перечень основных
документов, которые должны иметь лаборатории, и соответствующее
материально-техническое обеспечение.
Для организации
санитарно-химической лаборатории в районах стихийных бедствий временно могут
быть использованы специалисты нетолько центров гигиены и эпидемиологии, но и
МЧС, МО, ВСМК. При этом они должны решать следующие задачи:
1. Проведение
санитарно-химической разведки в районе аварии. Идентификация химических
веществ.
2. Определение уровней
загрязнения объектов окружающей среды, жилых помещений и др. Оценка степени
опасности химической аварии.
3. Прогноз развития
аварийной ситуации (масштаб аварии, объем и структура санитарных потерь).
4. Рекомендации по
проведению защитных мероприятий в отношении спасателей, медицинского персонала
и населения, попавшего в зону поражения.
5. Контроль за
соблюдением санитарно-токсикологического режима в медицинских подразделениях и
учреждениях.
6. Участие в принятии
решения о маршруте и месте эвакуации.
7. Оказание
консультативной помощи в диагностике и лечении интоксикации.
Состав:
врач-гигиенист
(руководитель бригады) - 1
врач -токсиколог -1
врач-токсиколог
(терапевт) -1
главный специалист
(химик) -1
химик-аналитик -2-4
техник-механик -1
В течение суток
санитарно-химическая лаборатория может выдать результаты 100-200 анализов, что
зависит от физико-химических свойств аварийно-опасного вещества и условий
протекания аварии. Время выдачи результатов исследования зависит от наличия
соответствующей аналитической аппаратуры и длится от нескольких минут до часа и
более.
Основными задачами
противочумных учреждений и их отделений являются:
· проведение
санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;
· осуществление идентификации штаммов
микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате
проведения специфической индикации;
· при получении сомнительных
результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб,
отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды,
пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов;
· измерение мощности доз радиоактивного
излучения на местности в районе расположения учреждения;
· установление наличия в окружающей
среде ОВ и проведение индикации.
Учреждения
гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории,
объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:
· определение уровней гамма-излучения
на местности в районе своих площадок размещения;
· количественный и качественный
лабораторный контроль за загрязненность к АОХВ почвы, растений и продуктов
растениеводства, открытых водоемов;
· проведение разведки в зонах
химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;
· выявление характера эпидемического
очага.
В ведомственных лабораториях
министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное
хозяйство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль за
загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственных
ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов,
государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых,
перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и
базах. Эти же лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кроме того, они
определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья,
полуфабрикатов и пищевых продуктов.
Химико-радиометрические лаборатории
гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую
бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию OB, AOXB, в том числе компонентов ракетного
топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых)
лабораторий, включенных в СНЛК.
Посты радиационного и химического
наблюдения на предприятиях министерств, государственных комитетов и ведомств
осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного
обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию
техническими средствами.
В случае необходимости
перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзора в
места их нового размещения в районе ЧС все лаборатории должны прибыть в
короткие сроки и развернуть функциональные подразделения для работы. Для этого
необходимо заранее предусмотреть выделение палаточного фонда или лабораторий на
автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации их
работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее
постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.
При комплектовании лаборатории для
индикации временно могут быть использованы специалисты местных центров
санитарно-эпидемиологического надзора и объектовых лабораторий. Для проведения
микробиологических исследований лаборатория должна иметь: начальника
лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бактериологов, 2 врачей-вирусологов, 6-7
лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), техника-механика.
В токсико-химических и
радиологических лабораториях используется существующий штат, но не менее 2-3
врачей соответствующего профиля в каждой лаборатории.
В соответствии со схемой лабораторных
исследований в учреждениях и формированиях центров
санитарно-эпидемиологического надзора, центров гигиены и эпидемиологии
ежедневно можно исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48-50 -
токсико-химических, 90-100 - радиологических.
После доставки проб из эпидемического
очага определяется вид бактерий. Для этого требуется выдать предварительный
ответ через 1-3 ч, а окончательный - через 12-48 ч.
Учреждения должны иметь
следующий комплект документации:
· ведомственное Положение (Инструкцию)
о работе СНЛК;
· план перевода учреждений с мирного на
военное положение;
· план подготовки и развития учреждения
СНЛК на текущий год и на перспективу;
· схему оповещения, сбора личного
состава учреждения в рабочее и нерабочее
· время;
· перечень функциональных обязанностей
специалистов учреждений;
· перечень особо опасных заболеваний и
поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
· перечень АОХВ, вырабатываемых на
химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
· перечень потенциально опасных
объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
· инструкцию о порядке ведения
радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения
(разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей
среды;
· инструкцию о порядке передачи
информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
· методики отбора проб и проведения
исследований на загрязненность РВ, ОВ, АОХВ и зараженность БС, определенных
Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных
животных и растений;
· нормы допустимых уровней
радиоактивного загрязнения, предельно-допустимых концентраций ОВ и АОХВ в
воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье для мирного и
военного времени;
· карту (схему) контролируемого района
для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической)
обстановки;
· журнал регистрации отобранных
(поступивших) проб и учета результатов анализов;
· журнал радиационного, химического и
биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
· инструкцию по мерам безопасности при
работе с пробами, загрязненными РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;
· переговорные таблицы, табели срочных
донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по
делам ГОЧС.
Готовность учреждений СНЛК к решению
возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и
ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в
мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым
оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку)
специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка
специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской
Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях
совершенствования ее учреждений ежегодно планируются и проводятся учения и
тренировки.