7.2. Основные принципы и
задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях.
Санитарно-противоэпидемическое
обеспечение в ЧС
включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения
и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при
резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья
населения и поддержание его трудоспособности.
Основными принципами организации
санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:
· государственный и приоритетный
характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и
средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и
формирование с учетом региональных особенностей;
· единый подход к организации
санитарно-противоэпидемических мероприятий;
· постоянная
готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической службы, четкое
функциональное предназначение, мобильность формирований в организации и
проведении экстренных противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
· соответствие содержания и объема
мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и
возможностям учреждений и формирований службы;
· дифференцированный подход к
формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и
характера потенциальной опасности территорий;
· взаимодействие
санитарно-эпидемиологической службы Минздравсоцразвития с органами и учреждениями
других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.
Основной целью функционирования
подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является
организация мероприятий Роспотребнадзора, направленных на предупреждение и
ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических
последствий ЧС.
Функциональные основы
подсистемы определяют основные задачи и предусматривают основные направления деятельности
санитарно-профилактических учреждений и формирований по санитарно-гигиеническому
и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:
· принятие руководителями управлений в
семи федеральных округах службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека решений, обязательных для исполнения федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности,
должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС санитарно-эпидемиологического
характера;
· осуществление контроля за соблюдением
санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;
· осуществление контроля за проведением
специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
· осуществление контроля за
организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических
мероприятий;
· обеспечение
организационно-методического руководства деятельностью
санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской Федерации
по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при
возникновении ЧС;
· разработка предложений по введению и
отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов
проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на
предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных,
профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
· образование за счет выделенных из
федерального бюджета Российской Федерации ассигнований ведомственного резерва
финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для
финансирования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;
· обеспечение постоянной готовности
системы управления, сил и средств к работе в ЧС, осуществление контроля за
созданием и готовностью специализированных формирований для включения их в
группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;
· обеспечение контроля за готовностью
лабораторной базы учреждений Роспотребнадзора как составной части сил и средств
наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных
объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного
контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а
также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и
фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;
· представление доклада Правительству
Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;
· участие в государственной экспертизе
в области защиты населения и территорий от ЧС.
Санитарно-эпидемиологический надзор
за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном,
муниципальном и локальном уровнях и решает следующие задачи.
На федеральном уровне:
· разработка и внедрение принципов
единой государственной политики в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех
категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей
среды;
· осуществление
санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и
производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
· научная разработка и внедрение
наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения,
приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК),
санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, а также новых
направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· разработка методических основ
гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения
пострадавшего населения;
· изучение возможностей использования
сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых
рекомендаций по их работе в ЧС;
· взаимодействие органов, учреждений и
формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств по
вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических
мероприятий;
· совершенствование автоматизированной
информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто
меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;
· использование международного опыта в
предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· руководство созданием и деятельностью
функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
· наблюдение, оценка и прогнозирование
санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;
· предупреждение, выявления и
пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и
охраны здоровья населения;
· организация и координация работ по
проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах
чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований постоянной готовности;
· наблюдение за вирулентностью
возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой
специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения.
На межрегиональном уровне:
· осуществление
санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и
производств, размещением и функционированием объектов, на которых возможно
возникновение региональных ЧС;
· внедрение прогрессивных способов
индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов
работы СНЛК в ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;
· взаимодействие органов, учреждений и
формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств,
расположенных в регионе, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических
мероприятий;
· совершенствование автоматизированной
информационно-управляющей системы и подготовки кадров по вопросам специфики
территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических
мероприятий в ЧС;
· разработка нормативных и методических
документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
территорий при возникновении региональных ЧС;
· контроль за исполнением санитарного
законодательства Российской Федерации, участие в экологическом мониторинге и слежении
за уровнем содержания токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в
воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование
региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
· рациональное использование сил и
средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации
и проведении гигиенических мероприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных
химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
· обобщение опыта работы органов
управления, учреждений и специализированных формирований по предупреждению и
ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;
· организация и участие в проведении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации
антисанитарных последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов
санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств.
На региональном уровне:
· контроль за уровнем заболеваемости,
динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной
дозы, последствиями отравлений аварийноопасными химическими веществами (АОХВ),
реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных
веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
· разработка нормативных и методических
документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в
том числе поведения пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и
эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитарного
законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем
содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и
пищевых продуктах;
· разработка и реализация неотложных
мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения,
организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных
отходов;
· проведение
санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и
санитарно-радиационной разведок,
организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных
объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;
· выработка рекомендаций по режиму на
объектах экономики, обеззараживанию территорий, помещений, транспорта в
зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
· контроль за полнотой и качеством
санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения,
проводимых другими ведомствами и службами; за соблюдением гигиенических правил
эвакуации населения и больных;
· осуществление санитарно-эпидемиологического
надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания,
детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
· контроль за полнотой и качеством
дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой
населения, проводимых другими ведомствами и службами;
· подготовка врачей общей практики,
терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам
особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
· обучение населения способам защиты от
химических и других вредных веществ и поведению в очагах загрязнения;
· создание и поддержание специальных
финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств
индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных
сред, дезсредств и другого расходного имущества;
· проведение экстренной (общей и
специальной) и антидотной профилактики;
· характеристика учреждений
здравоохранения административной территории и анализ их возможностей по
организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемической обстановки;
· характеристика населения региона,
анализ его восприимчивости к заболеваниям в условиях прогнозируемой
санитарно-эпидемической обстановки при чрезвычайных ситуациях;
· внедрение во всех лечебно-профилактических
учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленного противоэпидемического
режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - строгого
противоэпидемического режима;
· постоянный контроль за уровнем
инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического
иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;
· проведение
санитарно-эпидемиологической разведки и индикации биологических агентов,
наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах,
неблагополучных по инфекционным заболеваниям;
· выработка рекомендаций по
противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории,
помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя инфекционного
заболевания;
· проведение
изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и
после появления очагов опасных инфекционных заболеваний.
На муниципальном уровне:
·
осуществление
санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями
общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне
ЧС;
·
своевременный
переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а
при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
· целенаправленная работа
санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий
по проведению массовых исследований по показаниям;
· обучение населения поведению в очагах
химического и радиологического загрязнения;
· выдача (по показаниям)
радиопротекторов и антидотов, проведение экстренной (общей и специальной)
профилактики;
· выявление, изоляция и госпитализация
больных, диагностика и лечение инфекционных больных, соблюдение правил выписки
реконвалесцентов, наблюдение за переболевшими и имевшими контакт с больными, а
также захоронение умерших.
На локальном уровне:
· изучение объектов, представляющих
потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при
возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой
промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);
· слежение за состоянием здоровья и
работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов
ЧС в условиях складывающейся санитарно-гигиенической обстановки;
· установление необходимого количества
привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по
возможности, объемов выполняемых мероприятий;
· защита персонала, материальных
средств и уникального оборудования, а также лабораторных и иных животных с
учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация,
использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских);
· перевод объекта на режим работы в
условиях ЧС (управление и связь, представление донесений и обмен информацией);
· организация работы специализированных
формирований объекта, их снабжение медицинским и специальным имуществом,
материально-техническое и транспортное обеспечение;
· краткая характеристика и основные
задачи объекта при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации;
· привлекаемые силы и средства объекта
с указанием сроков их готовности и по возможности объемов выполняемых
мероприятий (напр. лабораторных исследований или обследований квартирных очагов
и др.);
· организация перевода объекта на режим
работы в условиях чрезвычайной ситуации;
· организация снабжения медицинским и
специальным имуществом подразделений объекта и созданных на его базе формирований;
· организация материально-технического
и транспортного обеспечения объекта (формирований);
· организация работы функциональных
подразделений объекта и формирований;
· организация управления и связи,
порядок представления донесений и обмена информацией.