6.3.5. Медико-тактическая характеристика судовых (корабельных) аварий (катастроф).

 

Воды мирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных кораблей и 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов) под флагами почти 200 стран мира. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по мировому океану и прилегающим к нему морям. Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн. человек. Вполне понятно, что при таком огромном количестве кораблей, несмотря на беспрерывное совершенствование их конструкций и методов сопровождения, оснащение самыми новейшими средствами кораблевождения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. По данным известного лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350—400 судов общим тоннажем 600—800 тыс. брутто-тонн, то есть ежедневно гибнет одно судно. Это в восемь раз меньше, чем в 19 веке, когда ежегодно терпели кораблекрушение более 3 тыс. судов. За две тысячи лет новой эры человечество теряло каждую четверть века почти все находящиеся в эксплуатации суда. По подсчету американских океанографов Рехнитцера и Терри, на дне океанов и морей покоится более 1 млн. судов (то есть одно судно на каждые 40 км3 мирового океана). В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайными. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте:

- в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. пассажирское судно «Титаник» столкнулось с айсбергом, погибло 1920 человек из 2207 находившихся на борту (судно имело 16 спасательных шлюпок и 4 плота на 1178 человек);

- в 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя Мару», погибло 1172 пассажира.

- в 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира из 1200 находившихся на борту;

- в 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Геральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

- В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1000 чел.

Другие наиболее крупные катастрофы представлены в таблице 6.56.

Таблица 6.56 – Наиболее крупные морские катастрофы судов

Наименование судна и его

принадлежность

Год и место

катастрофы

Число погибших,

чел.

«Генерал Слокум» США

1904, Ист-Ривер

1030

«Прованс» Франция

1916, Средиземное море

3100

«Монблан» Франция, «Имо» Бельгия

1917, гавань Галифакса

1963

«Форт Стайнин» Великобритания

1944, гавань Бомбей

Более 1300

«Вильгельм Густав»

1945, Балтийское море

Более 6000

Эвакуационный корабль китайской армии

1948, Маньчжурия

Около 6000

«Киангуа» Китай

1948, район Шанхая

Более 1100

«Дона Паз» и «Виктор»

1987, пролив Таблас

3000

 

Кроме того, в течение года на 7 - 8 тыс. судов случаются довольно значительные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с повреждениями корпуса, механизмов, оборудования или порчей груза. «Положением о порядке расследования аварий на морских судах» предусмотрена следующая классификация подобных случаев:

кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;

авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна — 12 ч);

аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы: допущенные при проектировании и строительстве судна или в ходе его эксплуатации. В подавляющем количестве причинами катастроф и крупных аварий являются ошибки второй группы. К ним можно отнести: неправильные погрузку и балластировку, а также перегрузку судна, нарушение правил перевозки опасных грузов и норм эксплуатации судна, несоблюдение правил предупреждения столкновения судов в море, использование непригодных для плавания судов, неудовлетворительную подготовку экипажей, использование во время плавания устаревших навигационных карт и пособий и т. п. Эти ошибки приводят к столкновениям и опрокидыванию судов, посадке их на мель и другие подводные препятствия, взрывам и пожарам на борту.

Несмотря на высокое техническое оснащение современных судов новейшими радиолокационными и другими средствами обнаружения, столкновения судов происходят довольно часто. Это объясняется бурным ростом количества судов торгового и рыбопромыслового флотов, а также надводных военных кораблей и подводных лодок, интенсивностью движения в проливах, каналах и т. п., увеличением скоростей движения судов, их габаритов и тоннажа. Иногда к столкновениям приводят как резкое ухудшение видимости (туман, дождь, снег), так и ошибки в судовождении: неправильная оценкакурса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальным наблюдением, несвоевременная команда на остановку двигателя и т. п. Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев и к затоплению. Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. В результате катастроф и аварий танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды мирового океана, загрязняя их на огромных пространствах. Так, 15 февраля 1979 г. в Босфоре греческое судно «Евриале» столкнулось с румынским танкером «Индепенденто», загруженным 95 тыс. тонн нефти. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, который продолжался 28 дней. Несколькими годами раньше здесь же, в Босфоре, столкнулись два танкера: югославский «Петр Зоранник» и греческий «Уорлд Хармони». Суда сгорели, погибли 52 человека. Следует отметить, что Босфор и Дарданеллы - место частых катастроф. Почти на четвертой части судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла из-за пожара или взрыва. Причинами пожаров на судах являются: несоблюдение противопожарной безопасности, самовозгорание горючего и грузов, взрывы гидравлических смесей, неисправность электрооборудования, перегрев поверхностей работающих механизмов, электросварка и т. п. На пассажирских судах пожары чаще всего возникают в каютах и служебных помещениях, на сухогрузах — в трюмах. 22 декабря 1963 г. вблизи Гибралтара на греческом трехпалубном пассажирском теплоходе «Лакония» от самовозгорания косметических лаков в парикмахерской теплохода вспыхнул пожар. Судно затонуло. Погибло 123 человека. В начале января 1983 г. в результате короткого замыкания начался пожар на огромном (грузоподъемностью в 60 тыс. тонн) доке «4М», стоявшем в порту Ильичевск. Вышли из строя насосы, и док осел на грунт. Чтобы поднять док, потребовалось около месяца напряженного труда, были затрачены значительные средства.

Иногда во время разгрузки танкеров от нефти или при промывке пустых танков теплой морской водой возникают статические заряды и электрические искры, что в ряде случаев приводит к взрыву нефтяного газа и пожару.

Нередко из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, выхода из строя механизмов, потери управляемости корабля, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия. При этом суда получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые в трюм с силой поступает забортная вода. 16 февраля 1985 г. советский теплоход «Михаил Лермонтов», совершавший туристский круиз в водах Новой Зеландии, из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа в этой чрезвычайной обстановке обеспечили спасение всех 408 пассажиров.

Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море. В январе 1981 г. в Яванском море затонуло индонезийское пассажирское судно-паром «Тампонас-2», на борту которого находились 1055 пассажиров и 88 членов экипажа. Взрыв и пожар, приведшие к гибели судна, возникли из-за того, что силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Погибло более 450 человек.

Опасными авариями на судах, которые способны привести к катастрофе, являются: выход из строя главных котлов, систем их питания водой и топливом, главных двигателей, рулевого устройства, гребных винтов, пожарных насосов и магистралей, судовых генераторов и других жизненно важных для судна машин и механизмов.

Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов. В январе 1981 г. на реке Жари вблизи города Макана (Бразилия) потерпел крушение пассажирский пароход-паром. Основной причиной катастрофы была перегрузка парома, на котором вместо 150 пассажиров находились почти 500 человек и груз. Из-за перегрузки пароход-паром перевернулся. Погибли более 300 человек.

Опрокидывание из-за потери остойчивости, то есть способности судна, выведенного из состояния равновесия воздействием внешних сил, возвращаться в прежнее положение по прекращении этого воздействия, часто приводит к трагическим последствиям. Как правило, судно опрокидывается в считанные минуты и быстро тонет. В этих условиях спустить шлюпки для спасения людей не всегда представляется возможным. Причинами потери остойчивости являются: несоблюдение правил эксплуатации, недостатки конструкции и ошибки в расчетах, обледенение, подвижка грузов и смещение в связи с этим центра тяжести, заливание судна водой при тушении пожара. 26 января 1953 г. во время тушения пожара на лайнере «Эмпресс оф Канада», стоявшем в Ливерпульском порту, вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил плавания. Так, 5 июня 1983 г. на Волге вблизи Ульяновска из-за грубой ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода «Александр Суворов», направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

Суда гибнут в результате воздействия штормов и ураганов, а также при столкновении со льдами. Только за 2003 г. во всем мире из-за непогоды погибли 35 крупнотоннажных морских судов, 500 — получили повреждения. В мае 2001 г. штормом был перевернут пассажирский паром на р. Мегхна (Бангладеш). Из 1000 человек, находившихся на нем, 600 погибли. 16 февраля 1982 г., попав в зону сильного шторма, в районе Ньюфаундленда затонул советский контейнеровоз «Механик Тарасов». К тяжелым последствиям приводят столкновения с айсбергами — массивными обломками материкового или шельфового льда. Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в начале нашего века трансатлантического лайнера «Титаник». Этот суперкорабль, по мнению специалистов, был практически непотопляем, поскольку имел 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. 10 апреля 1912 г. «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантический океан. Ночью 15 апреля судно столкнулось с гигантским айсбергом в 360 км от острова Ньюфаундленд, начало медленно погружаться и в 2 часа 20 минут скрылось под водой. Расследование показало, что причиной гибели «Титаника» было разрушение айсбергом водонепроницаемых переборок сразу в пяти отсеках судна.

К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) в результате взрыва французского транспортного судна «Монблан», имевшего на борту 2300 тысячи тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 10 тонн пороха 35 тонн бензола. Взрыв произошел вследствие столкновения «Монблана» с норвежским грузовым пароходом «Имо» при маневрировании в проливе Тэнарроус. По мнению некоторых специалистов, это был самый сильный взрыв в истории человечества до изобретения ядерного оружия. Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть города Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Погибли 1963 человека, около 9 тыс. получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова, более 2 тысяч пропало без вести.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор продолжают оставаться тайной. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8 -12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

Таким образом, основными причинами, ведущими к бедствию на море, могут быть:

·     плохие мореходные качества судна;

·     условия окружающей среды (повреждения, возникающие во время шторма, приводящие к опрокидыванию судна или кораблекрушению, гроза, способная вызвать пожар или взрыв и т.п.);

·     столкновение в результате плохой видимости, человеческой ошибки или механической поломки;

·     пожар вследствие самовозгорания груза (например, зерна) или в силу каких-то других причин (на нефтехимических транспортах), а также в результате диверсии;

·     взрыв на танкерах при плохой вентиляции в цистернах или в результат террористического акта;

·     утечка химического вещества;

·     военные действия.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор продолжают оставаться неизвестными.

К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:

·     взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов, пристаней, разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;

·     пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

·     разлив нефтепродуктов, образование крупных «нефтяных пятен» на акватории и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

·     колоссальный материальный урон морскому, речному и промысловому флоту.