6.3.3. Медико-тактическая характеристика железнодорожных аварий (катастроф).

 

Железные дороги являются ведущим видом транспорта. Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов – 50 % и осуществляется большинство пассажирских перевозок – 47 %. Средняя грузонапряженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз – по сравнению с другими развитыми странами. Самая длинная стальная магистраль мира – Транссиб (9288,2 км). Россия на 1-м месте в мире по протяженности электрифицированных железнодорожных линий, на 2-м месте по грузообороту, на 3-м месте по перевозкам пассажиров.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом (табл. 6.49).

Таблица 6.49 - Величина потерь при железнодорожных катастрофах

Год

Место катастрофы

Количество

пострадавших

Количество

погибших

1986

Станция Користовка

85

43

1987

Станция Каменская

14

106

1988

Станция Арзамас- 1

840

91

1988

Станция Березайка-Поплавенец

152

29

1989

близ г. Уфа

871

339

1989

г. Алма-Ата

195

32

1989

Станция Свердловск-сортировочная

более 1000

4

1991

Перегон  Темиргое - Шамхау

20

16

1992

Перегон Нелидово - Подсосенка

56

43

1996

Станция Литвиново

65

17

1996

Перегон М. Батай- Конармейская

39

22

2007

М. Вишера «Невский экспресс»

100

27

2009

Граница Новгородской и Тверской области «Невский экспресс»

92

28

 

Железнодорожные катастрофы могут возникать в результате:

а) нарушений требований технической эксплуатации путевого хозяйства, нарушения правил безопасности при транспортировке грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся, токсических веществ и др.);

б) при действии внешних факторов – в зонах стихийных бедствий, технологических катастроф на предприятиях газовой и нефтяной промышленности, взрывов, пожаров, террористических актов и т.п. (рис. 6.69);

Рисунок 6.69 - Подрыв «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года

 

в) при неправильных действиях (бездействии) локомотивных бригад и дежурного персонала станций;

г) при столкновении с препятствием (машины, люди, животные).

Врачебно-санитарные службы на железных дорогах разработали классификацию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классификации они подразделяются:

1. По виду подвижного состава:

·     катастрофа с пассажирскими поездами;

·     катастрофа с грузовыми поездами;

·     катастрофа с пассажирскими и грузовыми поездами одновременно.

2. По техническим последствиям:

·     крушение;

·     авария;

·     случаи брака в работе.

Причинами крушений, аварий, брака являются неисправности пути, подвижного состава, технических средств управления, ошибки работников отвечающих за безопасность движения и др.

3. По характеру происшествия:

·     столкновение;

·     сход;

·     пожар;

·     комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар).

4. По характеру поражений:

·     катастрофы с механическими травмами;

·     катастрофы с ожоговыми травмами;

·     катастрофы с отравлениями;

·     катастрофы с радиационными поражениями;

·     катастрофы с загрязнением окружающей среды;

·     катастрофы с комбинированными поражениями и загрязнением окружающей среды.

5. По тяжести медицинских последствий (табл. 6.50).

Таблица 6.50 - Категория транспортной катастрофы в зависимости от числа пострадавших.

Категория транспортной катастрофы

Количество пострадавших

I - М

До 5

II - М

5 – 15

III - М

15 -30

IV - М

30 – 50

V - М

Более 50

 

 

6. По санитарно-гигиеническим и экологическим последствиям (табл. 6.51):

Таблица 6.51 - Категория транспортной катастрофы в зависимости от радиуса зоны поражения.

Категория транспортной катастрофы

Радиус зоны заражения, м

I - С

До 50

II - С

50 – 300

III - С

300 - 500

IV - С

500 – 1000

V - С

Более 1000

 

По статистическим данным, до 25 % всех крушений и аварий приходится на сходы с рельсов. Причинами сходов чаще всего являются недостатки пути: изломы рельсов, дефекты стрелок, износ шпал, сужение или расширение колеи. Кроме этого к сходу могут привести неисправности ходовых частей, рамы, кузова, рессор, тормозов, сцепки, нарушение правил погрузки, слабая подготовка и ошибки лиц, управляющих движением, недопустимое увеличение скорости, неправильное торможение и т.д. 80 % сходов происходит на станциях из-за грубых нарушений норм содержания пути и стрелочных переводов.

Одна из тяжелейших ж.д. катастроф произошла в июне 1981 года недалеко от города Патна (штат Бихар). От схода подвижного состава упали с моста в реку 7 вагонов. Число погибших превысило 500 человек.

Около 25 % крушений и аварий вызываются наездами на автогужевой транспорт, пассажирский автотранспорт, велосипедистов, пешеходов. Крупная ж.д. катастрофа произошла близ швейцарского города Цюрих. Автобус с туристами, пересекавший ж.д. переезд при открытом шлагбауме, столкнулся с электровозом, погибли около 40 человек, многие получили тяжелейшие повреждения. В Ростовской области в 1996 году в результате столкновения рейсового автобуса с поездом погибли 21 чел. и 19 было госпитализировано. В нашей области только в течение одного дня за нарушение правил переезда было наказано 466 водителей.

20 % аварий и крушений связаны с нарушениями в работе системы сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) в связи с неисправностью стыковых соединений, заклинивании стрелок, коротким замыканием в линиях блокировки и т.д. Это может привести к въезду на занятый путь и к столкновению. Одно из самых крупных крушений на Британских ж.д. произошло в 1952 году, когда в результате въезда состава на занятый путь столкнулись 3 поезда. Погибли 112 человек, более 300 было ранено. В феврале 1986 года в канадской провинции Альбергин на одноколейном перегоне из-за неисправности СЦБ столкнулись пассажирский и товарный поезда. 40 чел. погибли, 90 получили ранения. В нашей стране из-за указанных причин в последние годы наиболее крупными ж.д. катастрофами были у станции Бологое в 1988 году погибли 31 человек и 182 получили ранения, и в этом же году на станции Березайка – Поплавенец погибли 29 человек , ранено 152 человека.

10% ж.д. аварий и катастроф вызываются воздействием природных явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения. они повреждают путь, разрушают дамбы, насыпи, мосты, забивают стрелки, рвут провода связи и блокировки, ухудшают видимость. в марте 1981 года в 182 км. от Белграда сорвавшийся с гор обвал упал на пассажирский поезд, погибли 16 и получили ранения 35 человек. в США в штате Индиана повреждение морозом линии электропередач привело к столкновению двух пригородных поездов, при этом 90 человек получили ранения.

20% ж.д. аварий и катастроф связаны со взрывами и пожарами. так пожар, возникший в 1973 году из-за нарушений правил пожарной безопасности в вагоне-ресторане пассажирского поезда в Японии, привел к гибели 30 и ранению 700 человек. особенно опасны пожары в длинных туннелях и метро, где ограничена возможность к горящему составу и возникает высокая загазованность воздуха угарным газом и другими ядовитыми веществами, выделяющимися при горении различных материалов. в нашей стране ярким примером может служить железнодорожная катастрофа в Башкирии. она произошла в июне 1989 г. в 100 км от Уфы, когда вследствие утечки газа из газопровода, проходившего вблизи от железнодорожного пути, произошел гигантской силы взрыв, в зоне которого оказались два пассажирских поезда. в итоге этой трагедии пострадало 1224 чел. кроме этого взрыв на станции Свердловск-сортировочная в 1989 году привел к гибели 4 человек и более тысячи получили различные повреждения.

К очень сложным в отношении ликвидации их последствий ж.д. катастрофами могут привести разрушения и взрывы цистерн или других емкостей при перевозках АОХВ, радиоактивных веществ. в районах катастроф возникает заражение значительных участков местности веществами, опасными для жизни и здоровья людей. в ночь на 11 ноября 1979 года в районе ж.д. станции г. Миссиссауга (Канада) произошло крушение товарного поезда, в результате чего разрушились емкости с хлором (90 т.). Облако стало перемещаться в сторону жилых кварталов. Были срочно эвакуированы около 200 тыс. и подготовлено еще 400 тыс. жителей. Работы продолжались более недели.

В большинстве случаев эти ЧС происходят ночью или рано утром, то есть в то время, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума. Драматичность ЧС заключается в том, что они часто происходят в малонаселенных или в труднодоступных местах. В силу перечисленных выше причин информация о произошедшей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в искаженном виде. Например, по упомянутой причине 8 автомобилей скорой медицинской помощи прибыли в зону происшествия железнодорожной катастрофы у станции Бологое лишь через 2,5 ч. При своевременном оповещении о ЧС организацию и оказание медицинской помощи могло бы взять на себя крупное военно-медицинское учреждение, расположенное в 40 км от места происшествия, которое включилось в этот процесс лишь через 6 ч.