6.3.2. Медико-тактическая характеристика автомобильных аварий (катастроф).
Дорожно-транспортный
травматизм, занимает первое место в мире по числу погибших и второе число
травмируемых, становится серьезной социальной, экономической и медицинской
проблемой. Первые потери, связанные с дорожно-транспортным происшествием,
человечество понесло 17 августа
Группа швейцарских
статистиков, изучив соответствующие материалы всех стран мира, подсчитала, что
со времени изобретения автомобиля и до середины
Ежегодно на дорогах
России регистрируется 160-170 тысяч аварий и катастроф, в которых погибает
около 30 тысяч и страдает около 250 тысяч человек. В нашей стране очень высокий
показатель тяжести последствий ДТП (табл. 6.38).
Таблица 6.38 - Показатель
тяжести ДТП (количество
погибших на 100 пострадавших в ДТП).
Страна |
Показатель тяжести ДТП |
Россия |
14,0 |
Англия |
5,7 |
Германия |
4,9 |
Греция |
6,2 |
Испания |
6,0 |
Италия |
7,0 |
Швейцария |
6,5 |
Франция |
2.5 |
США |
2,5 |
Тяжесть
последствий ДТП (определяется отношением числа погибших к числу пострадавших) в
течение последних пяти лет практически не изменяется и в целом составляет 14
погибших на 100 пострадавших, в то время как во многих других государствах
(США, Франция и др.) она не превышает 2,5 человека Число погибших на 10 тыс.
транспортных средств в 3,5 раза превышает аналогичный показатель за рубежом, а
число погибших на 100 тыс. жителей - в 1,5-2 раза выше, чем в странах с более
развитой автомобилизацией. Некоторые другие данные о ДТП в Европейских странах
приведены в таблицах 6.39, 6.40 и 6.41.
Таблица 6.39 - Число жертв ДТП
Страна |
Кол-во единиц
моторизованного транспорта (в млн.) |
Кол-во погибших в результате
ДТП в 1998 году |
ФРГ |
49,0 |
7792 |
Испания |
20,3 |
5747 |
Франция |
29,5 |
8918 |
Италия |
37?6 |
6724 |
Япония |
75,7 |
10805 |
Южная Корея |
12, |
10416 |
Великобритания |
027.5 |
3581 |
США |
203,5 |
41967 |
Бельгия |
5,3 |
1300 |
Швейцария |
4.2 |
597 |
Россия |
37,5 |
29637 |
Таблица
6.40 - Жертвы ДТП со смертельным
исходом в странах Европы (на 1 млн. жителей)
Страна |
Кол-во погибших |
Португалия |
254 |
Греция |
210 |
Россия |
200 |
Франция |
144 |
Испания |
143 |
Австрия |
137 |
Италия |
117 |
ФРГ |
104 |
Дания |
93 |
Нидерланды |
75 |
Великобритания |
64 |
Швеция |
61 |
Таблица 6.41 - Жертвы дорожных происшествий в странах Европы
Страна |
Число
раненых на 1000
автомашин |
Число
убитых на 1000
автомашин |
Бельгия |
12,1 |
0,4 |
Австрия |
11,4 |
0,4 |
Великобритания |
9,2 |
0,2 |
Германия |
10,9 |
0,4 |
Греция |
8,7 |
0,7 |
Нидерланды |
6,3 |
0,2 |
Ирландия |
6,2 |
0,4 |
Испания |
4,8 |
0,4 |
Италия |
4,8 |
0,2 |
Франция |
4,7 |
0,3 |
Дания |
4.4 |
0,3 |
Норвегия |
4,3 |
0,1 |
Швеция |
3,9 |
0,2 |
Финляндия |
2,8 |
0,2 |
Показатели аварийности в России представлены в таблицах
6.42 и 6.43.
Таблица 6.42 - Основные показатели аварийности
(1997-2002 гг.)
Годы |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
1997 |
156515 |
27665 |
177924 |
1998 |
160300 |
29021 |
183846 |
1999 |
159823 |
29718 |
182123 |
2000 |
157596 |
29594 |
179401 |
2001 |
164403 |
30916 |
187790 |
2002 |
18365 |
33243 |
215678 |
Таблица
6.43 - Последствия дорожно-транспортных аварий в России (тыс. чел.)
Годы |
Погибло |
Ранено |
2003 |
35,5 |
224,0 |
2004 |
34,5 |
251,0 |
2005 |
33,9 |
275,0 |
Уровень риска гибели в ДТП в
России составляет более 20 погибших 100 тыс. жителей, что значительно превышает
аналогичный показатель для экономически
развитых стран (табл. 6.44).
Таблица 6.44 - Относительные показатели аварийности в отдельных странах
(
Страна |
Число
погибших в расчете на: |
|
100
тыс. жителей |
10
тыс. транспортных средств |
|
Австрия |
13,4 |
2,2 |
Великобритания |
6,0 |
1,3 |
Венгрия |
12,9 |
4,9 |
Германия |
9,5 |
1,6 |
Дания |
9,7 |
2,2 |
Польша |
17,4 |
5,4 |
Франция |
14,4 |
2.3 |
Швеция |
6,5 |
1,3 |
США |
15,3 |
Нет
данных |
Россия |
20,3 |
9,4 |
Транспортные средства РФ как
источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых
странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения
(табл. 6.45).
Таблица 6.45 - Тяжесть последствий ДТП в отдельных
странах (
Страна |
Показатели
тяжести последствий ДТП |
|
Число
погибших на 100 постр. ед. |
Число
погибших в 100 ДТП |
|
Австрия |
1,9 |
2,5 |
Великобритания |
1,1 |
1,5 |
Германия |
1.5 |
2,0 |
Дания |
5,2 |
6.8 |
Польша |
9,0 |
12,2 |
Франция |
4,6 |
6,4 |
Швеция |
2,6 |
3,7 |
США |
1,3 |
2,0 |
Россия |
14,0 |
18,0 |
Экономический
ущерб от гибели и ранения людей в ДТП колоссален, примеру, в России он достигает
4-5% от валового национального продукта.
Под
дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в
процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при
котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз,
сооружения, либо нанесен ущерб окружающей природной среде.
Среди ДТП различают (рис.
6.67):
· столкновения (между движущимися
транспортными средствами);
· опрокидывания (под влиянием
неблагоприятных дорожных условий, вследствие неправильной укладки груза или
несоблюдения правил его перевозки, из-за технической неисправности автомобиля
или ошибки водителя);
· наезды на препятствия (столб, дерево,
автомобиль и т.д.);
· наезды на пешеходов, велосипедистов,
животных;
· падения пассажиров (из кузова или в
кузове).
Рисунок
6.67 - Столкновение легковых автомобилей (слева) и опрокидывание
легкового
автомобиля (справа)
По виду
транспортных средств, с которыми произошло ДТП:
· с легковыми автомобилями;
· с грузовыми автомобилями;
· с автобусами;
· с троллейбусами;
· с трамваями;
· комбинированный вариант
(разные виды транспортных средств).
60 % ДТП происходит на
улицах городов и населенных пунктов и 40% на загородных дорогах (более тяжелые
последствия).
Наибольшее количество ДТП
приходится на июнь-сентябрь (пик-август), преимущественно на пятницу и субботу
(с 16 до 20 ч.).
67 % ДТП случается по
вине водителей. Установлено, что острое зрение, быстрая реакция, развитой
интеллект, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя служат
надежной гарантией безаварийной работы транспортных средств. В то же время
недомогание, усталость, даже небольшая доза алкоголя резко увеличивают
возможность несчастного случая. Следует также отметить, что в современных
условиях движения к лицу, управляющему автомобилем, предъявляются повышенные
психофизические требования. Данные психологов показывают, что в городе с
интенсивным движением водитель каждые 1-2 минуты принимает командное решение,
2-4 минуты совершает операторское действие, а каждые 20 минут попадает в
обстановку близкую к критической. Чаще всего ДТП (по вине водителя) вызываются
превышением скорости движения – 32 %. Существует прямая зависимость между
скоростью движения автомобиля и количеством погибших водителей в случае возникновения
ДТП.
При столкновении на
скорости свыше 120 км/час погибает почти 100 %, при скорости 100-120 км/час –
не более 15 %, 80 – 100 км/час – 3 %, 60 – 80 км/час – 2 %, 50 – 60 км/час 1 %.
Нередко
причиной ДТП становится управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Результаты проведенных исследований показали, что выпитая водителем кружка пива
увеличивает возможность аварии в 7 раз, рюмка водки (50гр.) в 30 раз, стакан
водки (200гр.) в 130 раз.
15 % ДТП (по вине
водителей) в результате нарушения правил дорожного движения (неправильный
обгон, выезд на встречную полосу, несоблюдение необходимых дистанций и т.д.).
К серьезным ДТП могут
привести невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение водителем
при этом необходимых мер безопасности. Одна из самых тяжелых автокатастроф в
мире случилась 11 октября 1980 года в окрестностях испанского курортного города
Сан-Карлос-де-ла-Рапита. На дороге, проходящей мимо международного туристского
лагеря «Лос-Альфакес», произошел взрыв автоцистерны, перевозившей пропилен.
Охваченная пламенем автоцистерна перевернулась и покатилась по пляжу лагеря.
200 человек погибли, 450 получили ранения и ожоги.
Имеется зависимость
характера автокатастроф и от пола водителя. Как показывают последние
исследования, женщины за рулем реже создают аварийные ситуации. Но в аварийных
ситуациях несчастные случаи бывают с ними чаще, чем с мужчинами.
Кроме того, ДТП
происходят по вине пешеходов – 20 %, велосипедистов – 5 %, из-за технической
неисправности транспортных средств – 4 %, неудовлетворительного состояния дороги
– 1 %, прочие – 3 %.
Наблюдается тенденция
уменьшения ДТП по вине пешеходов и роста ДТП по вине водителей.
По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее
на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи
последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные
повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо
необходимость амбулаторного лечения.
По
обобщенным данным из общего числа погибших в ДТП водители и пассажира
составляют 46 %, пешеходы – 29 %, велосипедисты – 9 %, мотоциклисты – 11 %,
другие участники движения – 5 %.
Травматогенез
(механогенез), от которого во многом зависит характер и тяжесть повреждений,
достаточно хорошо описан в литературе. Выделяют четыре
основных механизма возникновения повреждений:
· от прямого удара транспортным
средством;
· от общего сотрясения тела человека
вследствие удара;
· от прижатия тела к дорожному покрытию
или неподвижному предмету;
· от трения различных поверхностей тела
человека о части автомобиля или покрытие дороги.
Механизм
возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП,
скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.
Повреждения
при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия
пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при
различных видах ДТП, но с разной частотой.
Частота
различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением,
и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях значительно отличается.
Среди
пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57 % имелись ушибы,
ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной
локализации.
Установлено,
что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще
наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время
дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при
наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь
раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.
Сравнение
видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП,
имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87 %) -
переломы различной локализации, а более 42 % - разрывы внутренних органов и
раны.
Повреждения отдельных
анатомо-функциональных областей у пострадавших в ДТП отмечаются со следующей
частотой: голова -
91,5 %; шея - 2,5 %; грудная клетка - 41,5 %; живот - 20,6 %; таз - 26,6 %;
верхние конечности - 22,4 %; нижние конечности - 56,9 %.
Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, -
сочетанные черепно-мозговые травмы.
При
сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0 %; нижних
конечностей - у 36,0 %; живота - у 32,4 %; верхних конечностей - у 16,0 %.
При
сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1 %;
шеи - у 21 %; грудной клетки - у 29,5 %; нижних конечностей - у 51,8 %.
Частота
травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов - 18,3 и 25,0 %,
чем у других участников ДТП - 2,3 и 10,1 % соответственно.
При изучении структуры
смертности в результате ДТП по возрастному и половому составу наиболее высокие
цифры отмечались в возрасте 15 - 40 и 41 - 50 лет, т.е. среди лиц
трудоспособного возраста.
Проблема высокой
смертности в этом возрасте - это, прежде всего, смертность среди мужчин,
уровень которой в ДТП был в 2 раза выше женской. О тяжести последствий
дорожно-транспортного травматизма говорит и тот факт, что в среднем за 5 лет
около 47,6% пострадавших в ДТП погибли на догоспитальном этапе. Среди причин смерти на догоспитальном этапе лидирующее место
занимают травматический шок, острая кровопотеря и их сочетание, что составляло
в среднем 41 % от всех причин смерти.
Следует подчеркнуть, что
на догоспитальном этапе пострадавшие в ДТП часто погибали не от повреждений,
несовместимых с жизнью, а из-за отсутствия экстренной медицинской помощи.
По обобщенным данным ряда
европейских стран, из общего числа погибших в автомобильных катастрофах
водители и пассажиры составляют 46%, пешеходы - 29%, велосипедисты - 9%,
мотоциклисты -11%, другие участники движения - 5%.
Ежегодно в мире погибает
около 10 млн. пешеходов. В нашей стране ежегодно гибнет около 14000 пешеходов.
В Европе каждый год гибнет около 8500 пешеходов и 17000 получают тяжелые
травмы. «Пешеходы остаются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения»,
- отмечает Европейская комиссия по безопасности. Автомобили становятся все ее
безопасными для находящихся в них людей, но при этом многие считают, что для
защиты человека вне машины ничего сделать нельзя.
И все же специалисты по
безопасности европейских правительственных комиссий и транспортных министерств
настаивают на том, чтобы автопроизводители быстрее внедряли «мягкие» передние
части на автомобилях. А самая влиятельная независимая организация автоэкспертов
Euro-NCАР (European New Car Assessment Programme) во всех своих тестах теперь учитывает
и уровень безопасности для пешеходов. Однако результаты, к которым приходят
эксперты, их удручают. «При все возрастающем уровне безопасности для людей в
машине во всех классах уровень безопасности для пешеходов остается за порогом
допустимого или приемлемого даже у победителей», - отмечается в отчете EuroNCАР (табл. 6.46).
Таблица
6.46 - Рейтинг безопасности автомобилей
Модель |
Оценка EuroNCAP (макс. 5 звезд) |
Оценка экспертов
автомобильного журнала Which? (макс. 15 баллов) |
Супермини |
||
Ford
Fusion |
4 |
10 |
Citroen
C3 Pluriel new |
4 |
9.5 |
Ford
Fiesta |
4 |
9.5 |
Skoda
Fabia |
4 |
9.5 |
VW
Polo |
4 |
9.5 |
Renault
Clio |
4 |
9 |
Mazda
2 |
4 |
9 |
Citroen
C2 new |
4 |
8.5 |
Fiat
Punto new |
4 |
7.5 |
Nissan
Micra |
4 |
7.5 |
Ford
Ka |
3 |
7.5 |
Peugeot
206 |
- |
7.5 |
MCC
Smart |
3 |
6.5 |
Средние автомобили |
||
Renault
Megane |
5 |
10.5 |
Audi
A3 new |
4 |
11 |
VW
Bora |
- |
10.5 |
Ford
Focus |
4 |
10 |
Honda
Civic |
4 |
10 |
VW
Golf |
4 |
10 |
Subaru
Impreza |
- |
10 |
Peugeot
307 |
4 |
9.5 |
Toyota
Corolla |
4 |
9.5 |
Mercedes-Benz
A-class |
4 |
9 |
Nissan
Almera |
4 |
9 |
Opel
Astra |
4 |
9 |
Audi
A2 |
4 |
8.5 |
Alfa
Romeo 147 |
3 |
9.5 |
Hyundai
Accent |
1 |
8.5 |
Chrysler
Neon |
- |
8.5 |
Kia
Rio |
- |
7.5 |
Daewoo
Kalos new |
- |
7 |
Большие автомобили |
||
Saab
9-3 |
5 |
12 |
Mercedes-Benz
C-class |
5 |
11 |
Renault
Laguna |
5 |
11 |
Toyota
Avensis |
5 |
11 |
Volvo
S60 |
4 |
12.5 |
Jaguar
X-type |
4 |
11.5 |
Volvo
S40 |
4 |
11.5 |
Opel
Signum new |
4 |
11.5 |
Audi
A4 |
4 |
11 |
Opel
Vectra |
4 |
11 |
Honda
Accord |
4 |
11 |
BMW
3-series |
4 |
10.5 |
Ford
Mondeo |
4 |
10.5 |
Nissan
Primera |
4 |
10.5 |
Rover
75 |
4 |
10.5 |
Skoda
Superb |
4 |
10.5 |
Citroen
C5 |
4 |
10 |
Skoda
Octavia |
4 |
10 |
VW
Passat |
4 |
10 |
Mazda
6 |
4 |
10 |
Peugeot
406 |
3 |
10 |
Alfa
Romeo 156 |
- |
9.5 |
Hyundai
Elantra |
3 |
9 |
Mitsubishi
Carisma |
3 |
8.5 |
Daewoo
Nubira |
- |
8 |
Люкс |
||
Mercedes-Benz
E-class |
5 |
12 |
Volvo
S80 |
4 |
13 |
Jaguar
XJ8 new |
- |
13 |
Lexus
LS430 |
- |
13 |
BMW
5-series new |
- |
12 |
Audi
A6 |
3 |
11.5 |
Мини-вэны |
||
Renault
Scenic new |
5 |
12 |
Ford Focus C-Max new |
4 |
11.5 |
Honda
Stream |
4 |
10.5 |
Opel
Meriva new |
4 |
10 |
Mercedes-Benz
Vaneo |
4 |
9.5 |
Citroen
Xsara Picasso |
4 |
9 |
Renault
Kangoo new |
4 |
8.5 |
Chrysler
PT Cruiser |
3 |
10.5 |
Mazda
Premacy |
3 |
9.5 |
Opel
Zafira |
3 |
9 |
Mitsubishi
Space Star |
3 |
8.5 |
По мнению экспертов,
самое важное сейчас для безопасности автомобиля - наличие в нем электронной системы
стабилизации. Такое устройство, по подсчетам аналитиков, может предотвращать до
10 тысяч автокатастроф с летальным исходом в год. Система стабилизации помогает
водителю удерживать машину на дороге. Компьютер отслеживает скорость и
направление движения, а также положение авто в пространстве. При помощи
автоматической блокировки отдельных колес электроника не допустит, чтобы
автомобиль перевернулся.