6.3.2. Медико-тактическая характеристика автомобильных аварий (катастроф).

 

Дорожно-транспортный травматизм, занимает первое место в мире по числу погибших и второе число травмируемых, становится серьезной социальной, экономической и медицинской проблемой. Первые потери, связанные с дорожно-транспортным происшествием, человечество понесло 17 августа 1896 г. в Лондоне, когда впервые в истории под колесами автомобиля погибла женщина. Сегодня, смертность в результате происшествий на дорогах на 1000 населения по географическим регионам, к сожалению, распределяется следующим образом: Европа- 80, Америка -60, Африка – 23, Азия – 21, Океания – 4,3.

Группа швейцарских статистиков, изучив соответствующие материалы всех стран мира, подсчитала, что со времени изобретения автомобиля и до середины 1979 г. на нашей планете погибли в результате транспортных аварий более 20 млн. чел. Ссылаясь на сообщения из ряда зарубежных стран, становится очевидным, что автодорожный травматизм для людей в возрасте 25-40 лет опаснее, чем все инфекционные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания вместе взятые. В мире насчитывается 30 млн. инвалидов, частично или полностью потерявших трудоспособность в результате дорожно-транспортных происшествий. Известный французский специалист в области обеспечения безопасности дорожного движения Cristian Gerandean, говоря о потеря результате дорожно-транспортных происшествий, очень образно называет эти несчастья «...кошмарной бесчеловечной войной, в которой никогда не бывает победителей, а только лишь несчастные побежденные».

Ежегодно на дорогах России регистрируется 160-170 тысяч аварий и катастроф, в которых погибает около 30 тысяч и страдает около 250 тысяч человек. В нашей стране очень высокий показатель тяжести последствий ДТП (табл. 6.38).

Таблица 6.38 - Показатель тяжести ДТП (количество погибших на 100 пострадавших в ДТП).

Страна

Показатель тяжести ДТП

Россия

14,0

Англия

5,7

Германия

4,9

Греция

6,2

Испания

6,0

Италия

7,0

Швейцария

6,5

Франция

2.5

США

2,5

 

Тяжесть последствий ДТП (определяется отношением числа погибших к числу пострадавших) в течение последних пяти лет практически не изменяется и в целом составляет 14 погибших на 100 пострадавших, в то время как во многих других государствах (США, Франция и др.) она не превышает 2,5 человека Число погибших на 10 тыс. транспортных средств в 3,5 раза превышает аналогичный показатель за рубежом, а число погибших на 100 тыс. жителей - в 1,5-2 раза выше, чем в странах с более развитой автомобилизацией. Некоторые другие данные о ДТП в Европейских странах приведены в таблицах 6.39, 6.40 и 6.41.

Таблица 6.39 - Число жертв ДТП

Страна

Кол-во единиц моторизованного транспорта (в млн.)

Кол-во погибших в результате ДТП в 1998 году

ФРГ

49,0

7792

Испания

20,3

5747

Франция

29,5

8918

Италия

37?6

6724

Япония

75,7

10805

Южная Корея

12,

10416

Великобритания

027.5

3581

США

203,5

41967

Бельгия

5,3

1300

Швейцария

4.2

597

Россия

37,5

29637

Таблица 6.40 - Жертвы ДТП со смертельным исходом в странах Европы (на 1 млн. жителей)

Страна

Кол-во погибших

Португалия

254

Греция

210

Россия

200

Франция

144

Испания

143

Австрия

137

Италия

117

ФРГ

104

Дания

93

Нидерланды

75

Великобритания

64

Швеция

61

Таблица 6.41 - Жертвы дорожных происшествий в странах Европы

Страна

Число раненых на

1000 автомашин

Число убитых на

1000 автомашин

Бельгия

12,1

0,4

Австрия

11,4

0,4

Великобритания

9,2

0,2

Германия

10,9

0,4

Греция

8,7

0,7

Нидерланды

6,3

0,2

Ирландия

6,2

0,4

Испания

4,8

0,4

Италия

4,8

0,2

Франция

4,7

0,3

Дания

4.4

0,3

Норвегия

4,3

0,1

Швеция

3,9

0,2

Финляндия

2,8

0,2

 

Показатели аварийности в России представлены в таблицах 6.42 и 6.43.

Таблица 6.42 - Основные показатели аварийности (1997-2002 гг.)

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

1997

156515

27665

177924

1998

160300

29021

183846

1999

159823

29718

182123

2000

157596

29594

179401

2001

164403

30916

187790

2002

18365

33243

215678

 

Таблица 6.43 - Последствия дорожно-транспортных аварий в России (тыс. чел.)

Годы

Погибло

Ранено

2003

35,5

224,0

2004

34,5

251,0

2005

33,9

275,0

 

Уровень риска гибели в ДТП в России составляет более 20 погибших 100 тыс. жителей, что значительно превышает аналогичный показатель для экономически развитых стран (табл. 6.44).

Таблица 6.44 - Относительные показатели аварийности в отдельных странах (1999 г.)

Страна

Число погибших в расчете на:

100 тыс. жителей

10 тыс. транспортных средств

Австрия

13,4

2,2

Великобритания

6,0

1,3

Венгрия

12,9

4,9

Германия

9,5

1,6

Дания

9,7

2,2

Польша

17,4

5,4

Франция

14,4

2.3

Швеция

6,5

1,3

США

15,3

Нет данных

Россия

20,3

9,4

 

Транспортные средства РФ как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения (табл. 6.45).

Таблица 6.45 - Тяжесть последствий ДТП в отдельных странах (1999 г.)

 

Страна

Показатели тяжести последствий ДТП

Число погибших на 100 постр. ед.

Число погибших в 100 ДТП

Австрия

1,9

2,5

Великобритания

1,1

1,5

Германия

1.5

2,0

Дания

5,2

6.8

Польша

9,0

12,2

Франция

4,6

6,4

Швеция

2,6

3,7

США

1,3

2,0

Россия

14,0

18,0

Экономический ущерб от гибели и ранения людей в ДТП колоссален, примеру, в России он достигает 4-5% от валового национального продукта.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо нанесен ущерб окружающей природной среде.

Среди ДТП различают (рис. 6.67):

·     столкновения (между движущимися транспортными средствами);

·     опрокидывания (под влиянием неблагоприятных дорожных условий, вследствие неправильной укладки груза или несоблюдения правил его перевозки, из-за технической неисправности автомобиля или ошибки водителя);

·     наезды на препятствия (столб, дерево, автомобиль и т.д.);

·     наезды на пешеходов, велосипедистов, животных;

·     падения пассажиров (из кузова или в кузове).

Рисунок 6.67 - Столкновение легковых автомобилей (слева) и опрокидывание

легкового автомобиля (справа)

 

По виду транспортных средств, с которыми произошло ДТП:

·     с легковыми автомобилями;

·     с грузовыми автомобилями;

·     с автобусами;

·     с троллейбусами;

·     с трамваями;

·     комбинированный вариант (разные виды транспортных средств).

60 % ДТП происходит на улицах городов и населенных пунктов и 40% на загородных дорогах (более тяжелые последствия).

Наибольшее количество ДТП приходится на июнь-сентябрь (пик-август), преимущественно на пятницу и субботу (с 16 до 20 ч.).

67 % ДТП случается по вине водителей. Установлено, что острое зрение, быстрая реакция, развитой интеллект, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя служат надежной гарантией безаварийной работы транспортных средств. В то же время недомогание, усталость, даже небольшая доза алкоголя резко увеличивают возможность несчастного случая. Следует также отметить, что в современных условиях движения к лицу, управляющему автомобилем, предъявляются повышенные психофизические требования. Данные психологов показывают, что в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 минуты принимает командное решение, 2-4 минуты совершает операторское действие, а каждые 20 минут попадает в обстановку близкую к критической. Чаще всего ДТП (по вине водителя) вызываются превышением скорости движения – 32 %. Существует прямая зависимость между скоростью движения автомобиля и количеством погибших водителей в случае возникновения ДТП.

При столкновении на скорости свыше 120 км/час погибает почти 100 %, при скорости 100-120 км/час – не более 15 %, 80 – 100 км/час – 3 %, 60 – 80 км/час – 2 %, 50 – 60 км/час 1 %.

Нередко причиной ДТП становится управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Результаты проведенных исследований показали, что выпитая водителем кружка пива увеличивает возможность аварии в 7 раз, рюмка водки (50гр.) в 30 раз, стакан водки (200гр.) в 130 раз.

15 % ДТП (по вине водителей) в результате нарушения правил дорожного движения (неправильный обгон, выезд на встречную полосу, несоблюдение необходимых дистанций и т.д.).

К серьезным ДТП могут привести невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение водителем при этом необходимых мер безопасности. Одна из самых тяжелых автокатастроф в мире случилась 11 октября 1980 года в окрестностях испанского курортного города Сан-Карлос-де-ла-Рапита. На дороге, проходящей мимо международного туристского лагеря «Лос-Альфакес», произошел взрыв автоцистерны, перевозившей пропилен. Охваченная пламенем автоцистерна перевернулась и покатилась по пляжу лагеря. 200 человек погибли, 450 получили ранения и ожоги.

Имеется зависимость характера автокатастроф и от пола водителя. Как показывают последние исследования, женщины за рулем реже создают аварийные ситуации. Но в аварийных ситуациях несчастные случаи бывают с ними чаще, чем с мужчинами.

Кроме того, ДТП происходят по вине пешеходов – 20 %, велосипедистов – 5 %, из-за технической неисправности транспортных средств – 4 %, неудовлетворительного состояния дороги – 1 %, прочие – 3 %.

Наблюдается тенденция уменьшения ДТП по вине пешеходов и роста ДТП по вине водителей.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

По обобщенным данным из общего числа погибших в ДТП водители и пассажира составляют 46 %, пешеходы – 29 %, велосипедисты – 9 %, мотоциклисты – 11 %, другие участники движения – 5 %.

Травматогенез (механогенез), от которого во многом зависит характер и тяжесть повреждений, достаточно хорошо описан в литературе. Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

·     от прямого удара транспортным средством;

·     от общего сотрясения тела человека вследствие удара;

·     от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;

·     от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57 % имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87 %) - переломы различной локализации, а более 42 % - разрывы внутренних органов и раны.

Повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова - 91,5 %; шея - 2,5 %; грудная клетка - 41,5 %; живот - 20,6 %; таз - 26,6 %; верхние конечности - 22,4 %; нижние конечности - 56,9 %.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, - сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0 %; нижних конечностей - у 36,0 %; живота - у 32,4 %; верхних конечностей - у 16,0 %.

При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1 %; шеи - у 21 %; грудной клетки - у 29,5 %; нижних конечностей - у 51,8 %.

Частота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов - 18,3 и 25,0 %, чем у других участников ДТП - 2,3 и 10,1 % соответственно.

При изучении структуры смертности в результате ДТП по возрастному и половому составу наиболее высокие цифры отмечались в возрасте 15 - 40 и 41 - 50 лет, т.е. среди лиц трудоспособного возраста.

Проблема высокой смертности в этом возрасте - это, прежде всего, смертность среди мужчин, уровень которой в ДТП был в 2 раза выше женской. О тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма говорит и тот факт, что в среднем за 5 лет около 47,6% пострадавших в ДТП погибли на догоспитальном этапе. Среди причин смерти на догоспитальном этапе лидирующее место занимают травматический шок, острая кровопотеря и их сочетание, что составляло в среднем 41 % от всех причин смерти.

Следует подчеркнуть, что на догоспитальном этапе пострадавшие в ДТП часто погибали не от повреждений, несовместимых с жизнью, а из-за отсутствия экстренной медицинской помощи.

По обобщенным данным ряда европейских стран, из общего числа погибших в автомобильных катастрофах водители и пассажиры составляют 46%, пешеходы - 29%, велосипедисты - 9%, мотоциклисты -11%, другие участники движения - 5%.

Ежегодно в мире погибает около 10 млн. пешеходов. В нашей стране ежегодно гибнет около 14000 пешеходов. В Европе каждый год гибнет около 8500 пешеходов и 17000 получают тяжелые травмы. «Пешеходы остаются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения», - отмечает Европейская комиссия по безопасности. Автомобили становятся все ее безопасными для находящихся в них людей, но при этом многие считают, что для защиты человека вне машины ничего сделать нельзя.

И все же специалисты по безопасности европейских правительственных комиссий и транспортных министерств настаивают на том, чтобы автопроизводители быстрее внедряли «мягкие» передние части на автомобилях. А самая влиятельная независимая организация автоэкспертов Euro-NCАР (European New Car Assessment Programme) во всех своих тестах теперь учитывает и уровень безопасности для пешеходов. Однако результаты, к которым приходят эксперты, их удручают. «При все возрастающем уровне безопасности для людей в машине во всех классах уровень безопасности для пешеходов остается за порогом допустимого или приемлемого даже у победителей», - отмечается в отчете EuroNCАР (табл. 6.46).

Таблица 6.46 - Рейтинг безопасности автомобилей

Модель

Оценка EuroNCAP

(макс. 5 звезд)

Оценка экспертов автомобильного журнала Which? (макс. 15 баллов)

Супермини

Ford Fusion

4

10

Citroen C3 Pluriel new

4

9.5

Ford Fiesta

4

9.5

Skoda Fabia

4

9.5

VW Polo

4

9.5

Renault Clio

4

9

Mazda 2

4

9

Citroen C2 new

4

8.5

Fiat Punto new

4

7.5

Nissan Micra

4

7.5

Ford Ka

3

7.5

Peugeot 206

-

7.5

MCC Smart

3

6.5

Средние автомобили

Renault Megane

5

10.5

Audi A3 new

4

11

VW Bora

-

10.5

Ford Focus

4

10

Honda Civic

4

10

VW Golf

4

10

Subaru Impreza

-

10

Peugeot 307

4

9.5

Toyota Corolla

4

9.5

Mercedes-Benz A-class

4

9

Nissan Almera

4

9

Opel Astra

4

9

Audi A2

4

8.5

Alfa Romeo 147

3

9.5

Hyundai Accent

1

8.5

Chrysler Neon

-

8.5

Kia Rio

-

7.5

Daewoo Kalos new

-

7

Большие автомобили

Saab 9-3

5

12

Mercedes-Benz C-class

5

11

Renault Laguna

5

11

Toyota Avensis

5

11

Volvo S60

4

12.5

Jaguar X-type

4

11.5

Volvo S40

4

11.5

Opel Signum new

4

11.5

Audi A4

4

11

Opel Vectra

4

11

Honda Accord

4

11

BMW 3-series

4

10.5

Ford Mondeo

4

10.5

Nissan Primera

4

10.5

Rover 75

4

10.5

Skoda Superb

4

10.5

Citroen C5

4

10

Skoda Octavia

4

10

VW Passat

4

10

Mazda 6

4

10

Peugeot 406

3

10

Alfa Romeo 156

-

9.5

Hyundai Elantra

3

9

Mitsubishi Carisma

3

8.5

Daewoo Nubira

-

8

Люкс

Mercedes-Benz E-class

5

12

Volvo S80

4

13

Jaguar XJ8 new

-

13

Lexus LS430

-

13

BMW 5-series new

-

12

Audi A6

3

11.5

Мини-вэны

Renault Scenic new

5

12

Ford Focus C-Max new

4

11.5

Honda Stream

4

10.5

Opel Meriva new

4

10

Mercedes-Benz Vaneo

4

9.5

Citroen Xsara Picasso

4

9

Renault Kangoo new

4

8.5

Chrysler PT Cruiser

3

10.5

Mazda Premacy

3

9.5

Opel Zafira

3

9

Mitsubishi Space Star

3

8.5

 

По мнению экспертов, самое важное сейчас для безопасности автомобиля - наличие в нем электронной системы стабилизации. Такое устройство, по подсчетам аналитиков, может предотвращать до 10 тысяч автокатастроф с летальным исходом в год. Система стабилизации помогает водителю удерживать машину на дороге. Компьютер отслеживает скорость и направление движения, а также положение авто в пространстве. При помощи автоматической блокировки отдельных колес электроника не допустит, чтобы автомобиль перевернулся.