6.1.4.1. Ликвидация медико-санитарных последствий цунами в Республике Индонезия (остров Суматра, г. Банда-Ачех) силами и средствами медицинской службы МО РФ

 

Двадцать шестого декабря 2004 г. в 8 часов 20 минут в 255 км западнее побережья о. Суматра произошло землетрясение силой до 9 баллов по шкале Рихтера. Население провинции до 26 декабря 2004 года составляло 4264947 чел. В результате последовавшего Цунами и повторного землетрясения в провинции Ачех (Acheh) разразилась катастрофа, унесшая жизни более 120 тысяч человек. Сотни тысяч (более 700 тыс.) жителей потеряли жилища, несколько десятков тысяч – числились пропавшими без вести, многие населенные пункты, коммуникации, учреждения инфраструктуры (в том числе медицинские) были полностью разрушены (рис. 6.30).

Рисунок 6.30 – Разрушенные здания и сооружения в г. Банда - Ачех

 

В начале января 2005 г. по договоренности между правительствами Российской Федерации и Индонезии было принято решение о направлении в район стихийного бедствия лечебного учреждения МО РФ (183 МОСН Приволжско-Уральского военного округа, усиленный специалистами инфекционистами и эпидемиологами из учреждений центрального подчинения).

К моменту прибытия отряда в городе Банда-Ачех полноценно работали только 3 местных госпиталя (Кездам, Харапан Бунда, Факина) и один госпиталь – частично (Зайнал Абидин). По оценке правительства Индонезии из 240 клиник оказавшихся в зоне разрушения, были полностью разрушены 30, серьезно повреждены 77, незначительным повреждениям подверглись 40 клиник, погибло около 25 % медицинских работников.

В течение срока выполнения гуманитарной миссии в оказании медицинской помощи пострадавшим участвовало около 2000 специалистов, представлявших более 80 организаций.

По состоянию на 10 февраля 2005 г. в списке организаций, работающих в системе здравоохранения провинции Ачех, числилась 81 организация (List of organization operating on health sector in Acheh, per February, 10th, 2005. WHO). Следует отметить, что формы участия международных организаций в ликвидации последствий цунами отличались широким разнообразием.

По характеру оказываемой помощи и ее объему выделяются следующие группы организаций:

- официальные организации, осуществляющие общее, глобальное руководство;

- самостоятельные медицинские учреждения иностранных государств;

- иностранные специалисты;

- гуманитарные организации;

- организации, осуществляющие противоэпидемические мероприятия в отношении отдельных инфекционных заболеваний.

Эти организации координировали действия других структур, проводили анализ их деятельности. К их числу относятся ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Министерство здравоохранения Индонезии и провинции Ачех, Вооруженные Силы Индонезии. Руководство осуществляется путем регистрации прибывающих организаций, определения им района дислокации, объема работы, передачи им руководящих документов (например, руководств по лечению холеры, столбняка, малярии ВОЗ), сбора и анализа отчетных данных, проведения совещаний и брифингов.

Часть этих организаций (ООН, ВС Индонезии) обладают собственными возможностями непосредственного оказания гуманитарной помощи – вертолетами, бригадами медицинского персонала, запасами медикаментов, медицинского оборудования.

Это большие по численности и возможностям медицинские структуры, способные самостоятельно оказывать все виды медицинской помощи, включая специализированную.

Danish emergency mobile hospital – учреждение, созданное в 1993 г. в структуре ВС Дании за счет средств правительства и частных капиталовложений. Госпиталь имеет 112 коек и предназначен для оказания специализированной ортопедической помощи и операций пластической хирургии. В официальном штате – 26 человек, в том числе до 3 хирургов, набор дополнительного персонала осуществляется на контрактной основе в районе действия (в Банда-Ачех нанято 35 местных специалистов, в т.ч. 9 врачей). Штатный персонал является военным и гражданским персоналом ВС Дании. Отбор больных – методом поиска операбельных пациентов в других стационарах. В день – до 10 операций, смена бригад хирургов – каждые 2 недели. Доставка в район развертывания – 2 авиарейса, доставлено 3 легковых автомобиля, запас горючего на 3 дня (автомобилями управляют сотрудники, штатных водителей нет, топливо закупается на месте). Размещение – герметичные пластиковые палатки сплошного соединения, оборудованные принудительной вентиляцией, кондиционерами. Собственная кислороддобывающая станция, ионообменный водозабор. Питание для больных готовит местный повар на отдельной кухне, продукты закупают сами пациенты и их родственники (рис. 6.31).

Рисунок 6.31 – Мобильный госпиталь ВС Дании

 

Germany field hospital – штатное учреждение бундесвера, рассчитано на стационарное лечение 60-80 больных хирургического, дерматологического, гинекологического и педиатрического профиля (последнее – за счет усиления) (рис. 6.32).

Рисунок 6.32 – Диагностическое отделение полевого госпиталя бундесвера

Персонал – военнослужащие бундесвера, замена через 2-3 недели. Отбор больных – через амбулаторный прием, путем эвакуации «на себя» вертолетом госпиталя. Оснащение сходно с датским госпиталем, собственного кислорода нет. Размещение личного состава, организация питания, банно-прачечное обслуживание аналогично датскому госпиталю (рис. 6.33).

Рисунок 6.33 – Работа полевого госпиталя бундесвера

 

ICRC (госпиталь Международного Комитета Красного Креста) – доставлен из Норвегии, контракт с правительством Индонезии на 6 мес. Многопрофильный, полностью автономен, развернуто 150 коек, при необходимости может быть дополнительно развернуто до 200 коек для инфекционных больных. В штате 30 врачей из Норвегии, по контракту работает 15 местных специалистов. Имеется рентгенологическое отделение, клиническая лаборатория (бактериологической лаборатории нет). Отбор пациентов – эвакуация «на себя» собственными 2-мя вертолетами. Условия размещения сходны с датским госпиталем (рис. 6.34).

Рисунок 6.34 – Работа госпиталя Международного Красного Креста

 

Полевой госпиталь ВС Пакистана – многопрофильное учреждение на 150 коек, преимущественно хирургического профиля, в том числе – офтальмологического. Оснащение, порядок работы сходен с немецким госпиталем.

Подавляющее большинство международных организаций и иностранных государств направили в Индонезию ограниченное число специалистов, обладающих современным оборудованием для оказания  определенного вида медицинской помощи. К таким организациям относятся: Ассоциация врачей Азии, China medical team, International medical corps, Japan SDF medical unit outpatient clinic, Medicines sans frontiers, Medicines du monde и многие другие. В состав команды входят, как правило, не более 10 врачей, чаще – общей практики, иногда – 2-3 узких специалиста. Часть команд формирует амбулатории и лаборатории, работающие в приспособленных помещениях в лагерях беженцев. Объем диагностики и ее методы современные. Так, сингапурский госпиталь имел лабораторию, выполнявшую экспресс - исследования по диагностике инфекционных заболеваний, в том числе – лихорадки Денге, а также молекулярно-генетические исследования (методом полимеразной цепной реакции).

На территории провинции Ачех действовали 2 международные организации осуществлявшие противоэпидемические мероприятия в отношении отдельных инфекционных заболеваний (Save the children и MENTOR Initiative), главными задачами которых было обеспечение всех нуждающихся тест-системами для диагностики малярии и лихорадки Денге, препаратами для лечения малярии, оценка санитарного состояния территорий, проведение антимоскитных мероприятий.

Решением правительства Индонезии руководство и координация деятельности по ликвидации последствий катастрофы и оказанию медицинской помощи пострадавшим возложены на Министерство здравоохранения провинции и Вооруженные Силы Индонезии (TNI). Последнее связано с тем, что данная провинция является политически нестабильным регионом, а в горах Ачех действуют незаконные вооруженные формирования.

Ведущую роль в организации и руководстве оказанием гуманитарной помощи играли хорошо известные организации – ВОЗ, ЮНИСЕФ (UNICEF), UNOCHA, SIMIC (центр по координации взаимодействия гражданских и военных сил), Международный Красный Крест (МКК). По некоторым направлениям приоритет принадлежит другим организациям. Так, определение стандартов диагностики и лечения малярии и лихорадки Денге, проведение противоэпидемических мероприятий, обеспечение диагностическими наборами и медикаментами взял на себя MENTOR Initiative (гуманитарная организация, поддерживаемая правительством Великобритании и USAID).

Участие в регулярных брифингах, проводимых ВОЗ три раза в неделю, ежедневных совещаниях координаторов военных структур иностранных государств под руководством представителей ВС Индонезии показало, что наибольшим авторитетом пользуются те доноры гуманитарной помощи, которые не только предоставляют персонал и материальные средства, но и средства их доставки и эвакуации, в первую очередь – вертолеты (США, Япония, Франция, Великобритания, Малайзия) (рис. 6.35).

Рисунок 6.35 - Авиаэвакуация

 

Естественно, что наличие такого множества организаций, выполняющих разнообразные задачи и обладающих различными возможностями, требует наличия единого руководства, четко распределяющего направления основных усилий. По мнению многих специалистов, с которыми обсуждалась эта проблема (группа неотложной помощи, группа госпитальной базы), именно отсутствие единого руководства, попытки самостоятельно руководить всем (ООН, ВОЗ, МКК, UNOCHA) заметно снижали эффективность гуманитарной помощи. Так, по состоянию на 1 февраля 2005 года, было развернуто 300 коек в полевых военных госпиталях, из которых было занято всего 202, т.е. 30 % коек простаивали. Основная причина этого – неожиданно небольшое количество больных и раненых в районе катастрофы. Принципиально это не должно было являться неожиданностью, т.к. цунами - это не война: есть живые и мертвые, раненых мало.

Не последнюю роль в оказании гуманитарной и медицинской помощи пострадавшим в Индонезии сыграла и медицинская служба МО РФ. Непосредственно в период с 9 января по 19 февраля 2005 года на территории Индонезии (остров Суматра, г. Банда-Ачех) работал 183 омедо СпН (ПУрВО) в виде военно-полевого госпиталя.