6.1.2.1.
Принципы организации медико-санитарного обеспечения населения пострадавшего в
результате землетрясения.
В
организации лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий
различных землетрясений, как свидетельствует накопленный опыт, имели место
существенные различия. Они зависели главным образом от медико-санитарных
последствий землетрясения, организации спасательных работ в очаге, возможностей
действующей в зоне землетрясения системы здравоохранения, наличия штатных
средств, специально предназначенных для лечебно-эвакуационного обеспечения в
этих условиях и др.
При
ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных
землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией
пораженных по назначению в специализированные (профилированные) лечебные
учреждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую помощь
и лечение. При этом организация оказания медицинской помощи имеет существенные
отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных
участках очага одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось
при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском
отношении землетрясений в Ашхабаде (1948), в Армении (1988) и на Сахалине
(1995).
Первая
помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается в порядке само- и
взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.
Как
указывалось, санитарные потери при землетрясениях формируются практически
одномоментно, в связи с этим максимальный объем работ по оказанию первой помощи
пораженным возникает сразу же после землетрясения. В начальный период (в
течение нескольких часов) оказание первой медицинской помощи пораженным и их
эвакуация из очага носит стихийный характер; в этот период она оказывается в
порядке само- и взаимопомощи; при землетрясениях интенсивностью 7 баллов и
более удельный вес пораженных, получивших первую медицинскую помощь от жителей
пострадавшего от землетрясения населенного пункта, невелико. В зависимости от условий,
возможностей штатных и нештатных формирований по выполнению
поисково-спасательных работ возможны различные темпы наращивания работ по
оказанию первой помощи.
Следует
учитывать, что до появления возможности получения первой помощи в
организованном порядке более или менее значительная часть пораженных
самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших
транспортных средствах) эвакуируется за пределы очага. Поэтому в ходе
организованного оказания первой помощи среди оставшихся в очаге удельный вес
пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.
Первая
помощь имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего
поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым
сохранить жизнь пораженному. Она является эффективной тогда, когда оказывается
немедленно после получения поражения, и в фазе изоляции может быть обеспечена
только в порядке само- и взаимопомощи, в основном лицами, не имеющими
медицинского образования, с использованием подручных средств. В связи с этим,
важную роль приобретает специальная медико-санитарная подготовка не только
определенных профессиональных групп рабочих и служащих (водители, сотрудники
МВД, спасатели), но и всего населения нашей страны, проживающего в
сейсмоопасных районах.
При
наиболее тяжелых по медико-санитарным последствиям землетрясениях возможности
существующих в зоне землетрясения или вблизи от нее медицинских учреждений
могут оказаться недостаточными.
Большая
территория, захваченная землетрясением, «привязка» основной части медицинских
учреждений к населенным пунктам, находящимся в сейсмоопасных районах довольно
далеко друг от друга, отсутствие или недостаток в лечебных учреждениях специализированных
коек того или иного профиля, что заставляет эвакуировать значительную часть
пострадавших на довольно большое расстояние от очага землетрясения, - все это,
в свою очередь, требует выполнения до эвакуации комплекса медицинских мероприятий,
снижающих риск неблагоприятного исхода или значительного ухудшения состояния
пораженных при транспортировке. К примеру, при землетрясении в Армении 87%
пораженных были госпитализированы в больницы Еревана и лишь 8% оставались в
стационарах райцентров. На Сахалине все пораженные, нуждавшиеся в
госпитализации (362 чел.), поступили в больницу г. Охи, расположенную в
Так, из
Еревана в специализированные центры г. Москвы и других городов было переведено
всего 5% пораженных, а из ЦРБ г. Оха - более 51%, в том числе более 26% в
Хабаровск, 12% - во Владивосток и столько же в Южно-Сахалинск (Гончаров С.Ф.,
Лечебно-эвакуационные
мероприятия организуются и выполняются силами и средствами локального,
муниципальных, региональных уровней ВСМК, территория и объекты которых
оказались в зоне землетрясения.
Для
оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифицированной и
специализированной медицинской помощи используются все лечебно-профилактические
учреждения, находящиеся на административной территории, на которой возникло
землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.
Опыт
оказания пораженным доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской
помощи при землетрясениях показал, что практически не было случая, когда
формирование или учреждение, участвовавшее в ликвидации медико-санитарных
последствий землетрясения, выполняло лишь регламентированные мероприятия одного
вида медицинской помощи. Так, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой
медицинской помощи, как правило, оказывали доврачебную и выполняли некоторые
мероприятия первой врачебной помощи; врачебные медицинские пункты в большинстве
случаев имели в своем составе хирурга и, наряду с первой врачебной помощью,
выполняли некоторые неотложные мероприятия квалифицированной медицинской
помощи; лечебные учреждения, принимавшие пострадавших из очага, как правило,
оказывали квалифицированную медицинскую помощь и проводили некоторые мероприятия
специализированной медицинской помощи. Очевидно, что данное положение надо
учитывать при определении состава и оснащения формирований и учреждений службы
медицины катастроф.
В период
фазы спасения важная роль в организации и оказании неотложной медицинской
помощи в очаге массовых санитарных потерь принадлежит бригадам скорой
медицинской помощи, прибывающим из непострадавших районов. Постоянная
готовность и высокая мобильность службы скорой медицинской помощи (СМП)
позволяет до минимума сократить длительность фазы изоляции. При этом на бригады
СМП возлагаются следующие задачи: проведение медицинской разведки, медицинская
сортировка пострадавших, организация и оказание неотложной медицинской помощи в
зоне разрушений, информация органов управления о медико-санитарных последствиях
землетрясения.
При
возникновении массовых санитарных потерь, в район землетрясения для усиления
работающих там бригад скорой медицинской помощи направляются дополнительно
созданные на базе лечебных учреждений различной ведомственной принадлежности
(поликлиник, медико-санитарных частей объектов экономики, городских и районных
больниц) врачебно-сестринские бригады и
бригады доврачебной помощи службы медицины катастроф. Эти формирования участвуют
в медицинской сортировке пострадавших и оказании им доврачебной и первой
врачебной медицинской помощи.
Формирования
службы медицины катастроф регионального (межрегионального) и ведомственного
здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их
состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную
и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи (рис. 6.24).
Рисунок 6.24 - Организация медицинского обеспечения пострадавших в зоне
землетрясения
При
планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации
медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 или 6 баллов
следует учитывать следующие положения:
•
большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не пострадает и
сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять
участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим первой
медицинской помощи;
• 88-100%
зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные медицинские
учреждения) серьезных разрушений и повреждений не получат;
•
большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспособность;
•
пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в ближайшее
время после землетрясения;
• при
землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как правило, не будут
нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, квалифицированной медицинской
помощи и в госпитализации;
• при
землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться
примерно 1,5% жителей населенного пункта.
Таким
образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений
интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возможным
сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующего в
обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть
необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных
лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств службы медицины
катастроф территориального уровня, а именно:
• оказание
части пострадавших первой медицинской помощи на месте поражения и их эвакуация
до ближайших медицинских учреждений;
• оказание
пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной
медицинской помощи;
•
развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в
имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации
пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской
помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);
•
организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и из ближайших
амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных лечебных учреждений.
При
землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации
лечебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов,
сохраняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.
Различные
травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получает каждый 7-10-й
житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996). В этих условиях
едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой медицинской помощи
значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.
По
сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном
землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше
пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных будут
нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потребность в
госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при
8-балльном - 4,48%.
Все
пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут
находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около
13% численности населения, а во втором - 23%, в связи с чем возникает
необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу
пораженных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к
выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства
территориального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка
позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения,
непосредственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю
и 2-ю степени разрушения.
Несмотря на
то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные
потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а
при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответственно на
15-22 и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких
землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую медицинскую
помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть пораженных.
Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81%
численности населения; среди пораженных 65-80% могут иметь травмы тяжелой и
средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказывают, что первая
медицинская помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом
аварийно-спасательных формирований или населением, прибывшим из других
населенных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.
При
наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 баллов 50-70%
пораженных одномоментно потребуют медицинской помощи.
По опыту
ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первой
врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с привлечением
необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 сут.
Очевидно,
что при землетрясении интенсивностью до 9 баллов и более
лечебно-профилактические учреждения, расположенные в зоне землетрясения, будут
уничтожены или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения
формирований службы медицины катастроф территориального, регионального и
федерального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания
первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи
пораженным и их госпитального лечения в лечебных учреждениях, расположенных на
значительном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта
для эвакуации пораженных.
При
эвакуации пострадавших как из очага землетрясения, так и между этапами медицинской
эвакуации надо учитывать следующие положения:
• вблизи
всех медицинских пунктов и лечебных учреждений, предназначенных для
пострадавших, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;
• на
площадке для вертолетов, если она находится на удалении от лечебного учреждения,
и на аэродроме должен быть развернут медицинский пункт (эвакуационный приемник);
• при
эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на путях эвакуации следует
организовать медицинские распределительные пункты;
• особое
внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых
пострадавших.
Для
обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных необходимо:
• перед
погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль
их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской
помощи;
• на путях
эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации создавать медицинские
регулировочные (распределительные) пункты, которые должны обеспечивать оказание
нуждающимся неотложной медицинской помощи (как правило, в объеме первой
медицинской или доврачебной помощи) и определять направления движения
транспортных средств с пораженными;
• в местах
ожидания эвакуации групп пораженных (аэродромы, посадочные площадки, пристани,
пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развертывать
эвакуационные приемники, которые должны, как правило, обеспечивать оказание
нуждающимся первой врачебной помощи;
• для
обеспечения эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа,
расположенные на значительном удалении от очага землетрясения, необходимо
организовать четкую диспетчерскую службу и медицинское сопровождение.