5.8.6. Организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению формированиями СМК Минобороны РФ.

 

Как известно, в рамках РСЧС существует функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ВС РФ, деятельность которой регламентирована приказом МО РФ от 24 августа 2005 года № 355.

Одной из функциональных подсистем РСЧС является созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 420 Всероссийская служба медицины катастроф, которая функционально объединяет в своем составе силы и средства медицинской службы федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера. В ее состав входит Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации (СМК МО РФ), деятельность которой регламентирована Положением, введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 217.

СМК МО РФ предназначена для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил в мирное и военное время и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.

Учитывая вероятность в современных условиях возникновения террористических актов, схожесть их медико-санитарных последствий с медико-санитарными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (внезапность, низкая прогнозируемость места и времени возникновения, массовость санитарных потерь, многообразие повреждающих факторов), ликвидация медико-санитарных последствий террористических актов также возложена на СМК МО РФ.

Силы и средства СМК МО РФ могут привлекаться в установленном порядке для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов на объектах экономики и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшему гражданскому населению Российской Федерации.

В соответствии с Положением о СМК МО РФ на базе медицинских воинских лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и учебных заведений, подчиненных Главному военно-медицинскому управлению МО РФ, медицинской службе военных округов (флотов), видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, создаются формирования СМК МО РФ: врачебно-сестринские бригады; бригады специализированной медицинской помощи; подвижные группы специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений. Детально о СМК МО РФ рассмотрено во второй главе. Данный раздел посвящен работе формирований (ФСМК).

Обеспечение готовности ФСМК к действиям по предназначению возлагается на руководителей медицинских воинских частей, учреждений –формирователей. В обязательном порядке предусматривается создание дублирующего состава ФСМК. Ответственным за подготовку бригад (групп) основного и резервного состава назначается начальник профильного отдела (отделения) медицинской воинской части, учреждения.

Расчет, поименный состав, порядок оповещения, сбора и организация работы ФСМК, их задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях дежурному по учреждению.

В структурных подразделениях, от которых в состав ФСМК выделяется личный состав для обеспечения работы, исходя из возложенных функциональных обязанностей, заблаговременно подготавливается необходимый комплект формализованных документов, справочных, расчетно-аналитических и иных материалов, определяется порядок комплектования, хранения, освежения, содержания в готовности к применению и выдачи укладок медицинского имущества для работы бригады (группы), в т.ч. препаратов группы А.

Для ФСМК установлены следующие степени готовности: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности предусматривает:

-     укомплектование состава ФСМК в соответствии с перечнем специалистов;

-     составление (уточнение) схемы оповещения и сбора личного состава ФСМК в рабочее и нерабочее время;

-     укомплектование (доукомплектование) формирований необходимым имуществом, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного освежения;

-     специальную теоретическую и практическую подготовку личного состава;

-     проведение тренировок с врачебно-сестринскими бригадами – не менее 1 раза в квартал, с бригадами специализированной медицинской помощи и подвижными группами специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений – не менее 2 раз в год с регистрацией проведенных тренировок в Журнале учета проведения тренировок;

-     анализ профильной обстановки (санитарно-эпидемической, химической, радиационной) и учет потенциально опасных объектов;

-     освоение новых методов диагностики, оказания неотложной медицинской помощи;

-     установление связи и взаимодействия с профильными учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об обстановке в районе (зоне) ответственности.

Режим повышенной готовности предусматривает:

-     оповещение и сбор личного состава ФСМК по сигналу;

-     уточнение наличия и готовности личного состава ФСМК к возможному убытию к месту назначения;

-     доведение до личного состава ФСМК перечня мероприятий, проводимых при введении режима повышенной готовности;

-     проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;

-     согласование порядка передислокации ФСМК к месту назначения;

-     сбор, анализ предварительной информации и прогнозирование обстановки в районе ЧС;

-     установление связи и взаимодействия с профильными учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об обстановке в районе (зоне) ответственности и выработке совместных решений по ликвидации ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:

-     оповещение личного состава ФСМК о поступившей команде;

-     передислокацию ФСМК в зону чрезвычайной ситуации;

-     доклад начальнику оперативной группы ГВМУ МО РФ (военного округа, флота), получение информации об обстановке в районе (зоне) чрезвычайной ситуации и указаний по медицинскому обеспечению прибывших воинских частей;

-     развертывание функциональных подразделений ФСМК для работы на базе существующих медицинских учреждений, в приспособленных помещениях или палатках;

-     выполнение функциональными подразделениями ФСМК задач по предназначению;

-     подготовку и представление начальнику оперативной группы и начальнику военно-медицинского учреждения – формирователя докладов о динамике и прогнозе развития очага, заболеваемости и физическом состоянии личного состава частей, участвующих в ликвидации ЧС, проводимых лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятиях, нуждах ФСМК.

Порядок оповещения и сбора личного состава ФСМК

Решение на сбор и отправку ФСМК в зону ЧС принимает начальник органа военного управления (начальник ГВМУ МО РФ, начальник медицинской службы соответствующего уровня), при возникновении ЧС в зоне ответственности медицинского воинского учреждения такое решение может принять начальник учреждения с последующим докладом начальнику органа военного управления.

Письменное или устное (с последующим письменным подтверждением) указание (распоряжение) начальника органа военного управления о сборе ФСМК направляется (передается) непосредственно командирам (начальникам) медицинских воинских частей, учреждений, от которых выделяется личный состав ФСМК, или через дежурные службы.

При получении сигнала (команды) на сбор и убытие к месту назначения ФСМК дежурный по медицинскому воинскому учреждению обязан:

-  получить подтверждение полученного сигнала (распоряжения) у оперативного дежурного по ГВМУ МО РФ или дежурного по медицинской службе органа военного управления;

-  доложить о полученном сигнале начальнику медицинского воинского учреждения или лицу, его замещающему;

-  организовать оповещение личного состава ФСМК и должностных лиц, ответственных за готовность ФСМК к действиям по предназначению.

Подробно алгоритм действий дежурной службы при получении сигнала (команды) на сбор ФСМК приведен в Инструкции дежурному по медицинскому воинскому учреждению по организации оповещения и сбора ФСМК при ЧС.

Время прибытия личного состава устанавливается руководством, но не должно превышать: в рабочее время – 3 часа, в нерабочее – 6 часов.

По прибытии личного состава ФСМК начальником медицинского воинского учреждения ставятся задачи формированиям по участию в ликвидации ЧС; производится получение и дооснащение медицинских укладок, комплектов медицинским имуществом; оформляются необходимые для командирования формирований документы; готовится к выезду закрепленный автотранспорт.

Исходя из возложенных функциональных обязанностей, уточняется взаимодействие между бригадами (группами) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, взаимодействие с бригадами медицинской помощи МЧС России, перевозок войск (сил) в зоны (районы) чрезвычайных ситуаций различными видами транспорта, схема связи и другие вопросы.

При возникновении чрезвычайной ситуации ФСМК поступают в оперативное подчинение органов военного управления медицинской службы соответствующего уровня.

В период работы ежедневно в 05.30 и 17.30 нарастающим итогом старший бригады (группы) представляет старшему оперативной группы по организации ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и начальнику формирующего медицинского воинского учреждения доклад «Об обстановке в зоне (районе) чрезвычайно ситуации». При необходимости, к докладу могут прилагаться соответствующие справки, схемы, карты и другие поясняющие обстановку документы.

Старший бригады (группы) в 10-дневный срок после выполнения задач по предназначению обязан представить старшему медицинскому начальнику отчет о проделанной бригадой (группой) работе, а в довольствующие службы – об израсходованных финансовых и материальных средствах для их пополнения, в месячный срок – провести анализ работы формирования и подготовить предложения по улучшению его работы в ЧС.

Оснащение ФСМК медицинским имуществом

Медицинское оснащение бригад должно заблаговременно накапливаться в учреждениях-формирователях за счет имущества текущего снабжения, своевременно освежаться, подвергаться техническому и метрологическому обслуживанию и находиться в готовности к немедленному использованию.

Для первоначального обеспечения работы бригад специализированной медицинской помощи предусматривается только специфическое инвентарное медицинское оснащение, диктуемое характером деятельности специалистов конкретных бригад и ограниченный ассортимент расходного медицинского имущества, который отсутствует в усиливаемых лечебных учреждениях. Дальнейшее обеспечение лекарственными средствами, перевязочными и шовными материалами и другими видами имущества осуществляется в плановом порядке за счет заранее создаваемых запасов Минздравсоцразвития России и Минобороны России исходя из реальной потребности.

Дополнительное оснащение формируемых бригад медицинским оборудованием и замена препаратов на аналогичные возможно по решению начальника учреждения в зависимости от предполагаемых задач и оснащения усиливаемого учреждения.