5.8.6. Организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению
формированиями СМК Минобороны РФ.
Как известно, в рамках
РСЧС существует функциональная подсистема предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций ВС РФ, деятельность которой регламентирована приказом МО
РФ от 24 августа 2005 года № 355.
Одной из функциональных
подсистем РСЧС является созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года №
420 Всероссийская служба медицины катастроф, которая функционально объединяет в
своем составе силы и средства медицинской службы федеральных органов
исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС природного и техногенного характера. В ее состав входит Служба
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации (СМК МО РФ),
деятельность которой регламентирована Положением, введенным в действие приказом
Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 217.
СМК
МО РФ предназначена для
предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил в мирное и
военное время и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.
Учитывая вероятность в
современных условиях возникновения террористических актов, схожесть их
медико-санитарных последствий с медико-санитарными последствиями чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (внезапность, низкая
прогнозируемость места и времени возникновения, массовость санитарных потерь,
многообразие повреждающих факторов), ликвидация медико-санитарных последствий
террористических актов также возложена на СМК МО РФ.
Силы и средства СМК МО РФ могут привлекаться в установленном порядке
для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и
террористических актов на объектах экономики и оказания неотложной медицинской
помощи пострадавшему гражданскому населению Российской Федерации.
В
соответствии с Положением о СМК МО РФ на базе медицинских воинских
лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и учебных
заведений, подчиненных Главному военно-медицинскому управлению МО РФ,
медицинской службе военных округов (флотов), видов Вооруженных Сил, родов войск
Вооруженных Сил, создаются формирования СМК МО РФ: врачебно-сестринские бригады;
бригады специализированной медицинской помощи; подвижные группы специалистов
санитарно-эпидемиологических учреждений. Детально о СМК МО РФ рассмотрено во
второй главе. Данный раздел посвящен работе формирований (ФСМК).
Обеспечение готовности
ФСМК к действиям по предназначению возлагается на руководителей медицинских
воинских частей, учреждений –формирователей. В обязательном порядке
предусматривается создание дублирующего состава ФСМК. Ответственным за
подготовку бригад (групп) основного и резервного состава назначается начальник
профильного отдела (отделения) медицинской воинской части, учреждения.
Расчет, поименный состав,
порядок оповещения, сбора и организация работы ФСМК, их задачи и обязанности
должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях
дежурному по учреждению.
В
структурных подразделениях, от которых в состав ФСМК выделяется личный состав
для обеспечения работы, исходя из возложенных функциональных обязанностей, заблаговременно
подготавливается необходимый комплект формализованных документов, справочных,
расчетно-аналитических и иных материалов, определяется порядок комплектования,
хранения, освежения, содержания в готовности к применению и выдачи укладок
медицинского имущества для работы бригады (группы), в т.ч. препаратов группы А.
Для ФСМК установлены следующие
степени готовности: режим повседневной деятельности, режим повышенной
готовности и режим чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности предусматривает:
-
укомплектование состава ФСМК в соответствии с перечнем
специалистов;
-
составление (уточнение) схемы оповещения и сбора личного
состава ФСМК в рабочее и нерабочее время;
-
укомплектование (доукомплектование) формирований
необходимым имуществом, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного
освежения;
-
специальную теоретическую и практическую подготовку
личного состава;
-
проведение
тренировок с врачебно-сестринскими бригадами – не менее 1 раза в квартал, с
бригадами специализированной медицинской помощи и подвижными группами специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений
– не менее 2 раз в год с регистрацией проведенных тренировок в Журнале учета
проведения тренировок;
-
анализ профильной обстановки (санитарно-эпидемической,
химической, радиационной) и учет потенциально опасных объектов;
-
освоение новых методов диагностики, оказания неотложной
медицинской помощи;
-
установление связи и взаимодействия с профильными
учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других
федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об обстановке
в районе (зоне) ответственности.
Режим повышенной готовности предусматривает:
-
оповещение и сбор личного состава ФСМК по сигналу;
-
уточнение наличия и готовности личного состава ФСМК к
возможному убытию к месту назначения;
-
доведение до личного состава ФСМК перечня мероприятий,
проводимых при введении режима повышенной готовности;
-
проверка наличия и состояния имущества, его
доукомплектование;
-
согласование порядка передислокации ФСМК к месту
назначения;
-
сбор, анализ предварительной информации и
прогнозирование обстановки в районе ЧС;
-
установление связи и взаимодействия с профильными
учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других
федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об
обстановке в районе (зоне) ответственности и выработке совместных решений по ликвидации
ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:
-
оповещение личного состава ФСМК о поступившей команде;
-
передислокацию ФСМК в зону чрезвычайной ситуации;
-
доклад начальнику оперативной группы ГВМУ МО РФ
(военного округа, флота), получение информации об обстановке в районе (зоне)
чрезвычайной ситуации и указаний по медицинскому обеспечению прибывших воинских
частей;
-
развертывание функциональных подразделений ФСМК для
работы на базе существующих медицинских учреждений, в приспособленных помещениях
или палатках;
-
выполнение функциональными подразделениями ФСМК задач по
предназначению;
-
подготовку и представление начальнику оперативной группы
и начальнику военно-медицинского учреждения – формирователя докладов о динамике
и прогнозе развития очага, заболеваемости и физическом состоянии личного
состава частей, участвующих в ликвидации ЧС, проводимых лечебно-эвакуационных и
медико-профилактических мероприятиях, нуждах ФСМК.
Порядок оповещения и сбора личного состава ФСМК
Решение на сбор и
отправку ФСМК в зону ЧС принимает начальник органа военного управления
(начальник ГВМУ МО РФ, начальник медицинской службы соответствующего уровня),
при возникновении ЧС в зоне ответственности медицинского воинского учреждения
такое решение может принять начальник учреждения с последующим докладом начальнику
органа военного управления.
Письменное или устное (с
последующим письменным подтверждением) указание (распоряжение) начальника
органа военного управления о сборе ФСМК направляется (передается)
непосредственно командирам (начальникам) медицинских воинских частей,
учреждений, от которых выделяется личный состав ФСМК, или через дежурные
службы.
При получении сигнала
(команды) на сбор и убытие к месту назначения ФСМК дежурный по медицинскому
воинскому учреждению обязан:
- получить подтверждение полученного
сигнала (распоряжения) у оперативного дежурного по ГВМУ МО РФ или дежурного по
медицинской службе органа военного управления;
- доложить о полученном сигнале
начальнику медицинского воинского учреждения или лицу, его замещающему;
- организовать оповещение личного
состава ФСМК и должностных лиц, ответственных за готовность ФСМК к действиям по
предназначению.
Подробно алгоритм
действий дежурной службы при получении сигнала (команды) на сбор ФСМК приведен
в Инструкции дежурному по медицинскому воинскому учреждению по организации
оповещения и сбора ФСМК при ЧС.
Время
прибытия личного состава устанавливается руководством, но не должно превышать:
в рабочее время – 3 часа, в нерабочее – 6 часов.
По
прибытии личного состава ФСМК начальником медицинского воинского учреждения
ставятся задачи формированиям по участию в ликвидации ЧС; производится
получение и дооснащение медицинских укладок, комплектов медицинским имуществом;
оформляются необходимые для командирования формирований документы; готовится к
выезду закрепленный автотранспорт.
Исходя
из возложенных функциональных обязанностей, уточняется взаимодействие между бригадами
(группами) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, взаимодействие с бригадами медицинской помощи МЧС
России, перевозок войск (сил) в зоны (районы) чрезвычайных ситуаций различными
видами транспорта, схема связи и другие вопросы.
При
возникновении чрезвычайной ситуации ФСМК поступают в оперативное подчинение
органов военного управления медицинской службы соответствующего уровня.
В период
работы ежедневно в 05.30 и 17.30 нарастающим итогом старший бригады (группы)
представляет старшему оперативной группы по организации ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации и начальнику формирующего медицинского воинского
учреждения доклад «Об обстановке в зоне (районе) чрезвычайно ситуации». При
необходимости, к докладу могут прилагаться соответствующие справки, схемы,
карты и другие поясняющие обстановку документы.
Старший
бригады (группы) в 10-дневный срок после выполнения задач по предназначению
обязан представить старшему медицинскому начальнику отчет о проделанной
бригадой (группой) работе, а в довольствующие службы – об израсходованных
финансовых и материальных средствах для их пополнения, в месячный срок –
провести анализ работы формирования и подготовить предложения по улучшению его
работы в ЧС.
Оснащение ФСМК медицинским имуществом
Медицинское
оснащение бригад должно заблаговременно накапливаться в
учреждениях-формирователях за счет имущества текущего снабжения, своевременно
освежаться, подвергаться техническому и метрологическому обслуживанию и
находиться в готовности к немедленному использованию.
Для
первоначального обеспечения работы бригад специализированной медицинской помощи
предусматривается только специфическое инвентарное медицинское оснащение,
диктуемое характером деятельности специалистов конкретных бригад и ограниченный
ассортимент расходного медицинского имущества, который отсутствует в
усиливаемых лечебных учреждениях. Дальнейшее обеспечение лекарственными
средствами, перевязочными и шовными материалами и другими видами имущества
осуществляется в плановом порядке за счет заранее создаваемых запасов
Минздравсоцразвития России и Минобороны России исходя из реальной потребности.
Дополнительное
оснащение формируемых бригад медицинским оборудованием и замена препаратов на
аналогичные возможно по решению начальника учреждения в зависимости от
предполагаемых задач и оснащения усиливаемого учреждения.