5.8.3. Организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению
в полевом многопрофильном госпитале «Защита».
Госпиталь является
мобильным многопрофильным лечебно-диагностическим формированием Всероссийской
службы медицины катастроф. Он предназначен для выдвижения в зону ЧС и участия в
лечебно-эвакуационном обеспечении пораженных (больных). При
полном развертывании ПМГ может за одни сутки принять до 250 пораженных с
механической травмой, провести их медицинскую сортировку, оказать нуждающимся
квалифицированную с элементами специализированной медицинскую помощь, при
необходимости подготовить пораженных к эвакуации; для временной госпитализации
нетранспортабельных пораженных (больных) госпиталь может развернуть до 150
коек.
Работа госпиталя
осуществляется в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности
и режиме чрезвычайной ситуации.
В режиме
повседневной деятельности на госпиталь возлагаются следующие основные задачи:
совершенствование
специальной подготовки персонала и его готовности к действиям в ЧС (теоретические
и практические занятия), отработка практических навыков согласно функциональным
обязанностям на рабочем месте, отработка взаимодействия
как в составе своего подразделения, так и в масштабе всего госпиталя в целом в
ходе тренировок и тактико-специальных учений, приобретение и совершенствование
навыков оказания неотложной медицинской помощи в составе бригад экстренного
реагирования, бригад специализированной медицинской помощи различным
контингентам пораженных (больных), анализ и разбор ошибок, допущенных при
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказании неотложной медицинской
помощи;
освоение передовых
методик и технологии оказания медицинской помощи и лечения пораженных
(больных), образцов медицинской техники и лекарственных средств, перспективных
для использования в полевых условиях, и апробирование их на клинической базе;
создание и накопление
резервов материальных ресурсов, восполнение израсходованных материальных
средств (медикаментов, инструментария, оборудования и др.) для последующей
бесперебойной работы ПМГ в очагах ЧС;
текущий ремонт
медицинского и инженерно-технического имущества и оборудования;
доукомплектование
лечебных, инженерно-технических и хозяйственных подразделений госпиталя штатным
и нештатным составом в целях обеспечения постоянной готовности персонала к
выезду в район ЧС;
планирование работы
госпиталя в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и
чрезвычайной ситуации;
разработка и
совершенствование схемы и порядка оповещения персонала госпиталя об экстренном
сборе, порядка доставки его на место сбора в любое время суток;
разработка графика дежурств специалистов ПМГ и его выполнение;
ведение учетно-отчетных
документов;
анализ деятельности ПМГ в
ЧС с целью совершенствования работы.
В режиме
повышенной готовности основными мероприятиями, осуществляемыми госпиталем,
являются:
организация оповещения о
введении режима повышенной готовности и сбор персонала госпиталя согласно
расчету;
доведение информации о ЧС
до прибывшего персонала и постановка задач на проведение дополнительных
мероприятий по приведению в состояние готовности медицинского,
инженерно-технического и хозяйственного имущества к возможному выезду в район
ЧС;
уточнение плана работы
госпиталя применительно к конкретной обстановке в районе ЧС;
уточнение через
руководство штаба центра медицины катастроф соответствующего
уровня сведений об изменении обстановки в районе возможного возникновения
ЧС, а при ее возникновении - получение данных об ее развитии и величине
санитарных потерь;
формирование оперативной
группы госпиталя и подготовка ее к выдвижению в район ЧС;
приведение в состояние готовности
сил и средств госпиталя, подготовка предложений по их использованию и, в случае
необходимости, выдвижение в предполагаемый район бедствия.
В режиме
чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и во время ЧС) основными
мероприятиями являются:
оповещение и сбор персонала
управления госпиталя, дежурной БЭР, персонала инженерно-технической и
хозяйственной служб согласно расчету о введении режима чрезвычайной ситуации;
получение (уточнение)
задачи на участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в конкретном
регионе, ее изучение и постановка задач персоналу ПМГ;
выдвижение
в район ЧС в соответствии с решением начальника штаба ВСМК или руководителя
центра медицины катастроф соответствующего уровня, первого эшелона ПМГ в составе
оперативной группы из числа администрации госпиталя и дежурной БЭР для реальной
оценки обстановки на месте, выработки предложений для доклада начальнику штаба
ВСМК (руководителю центра медицины катастроф соответствующего уровня) о
масштабе аварии (катастрофы) и предполагаемой величине санитарных потерь;
ознакомление с
медико-санитарной обстановкой по прибытии на место, оценка своих возможностей,
принятие решения на развертывание госпиталя и начало его работы;
развертывание
функциональных подразделений в районе предназначения, организация приема
пораженных (больных), поступающих из очага ЧС, и участие в их
лечебно-эвакуационном обеспечении;
доклад начальнику штаба
(директору центра медицины катастроф соответствующего уровня) о состоянии дел
(масштабах ЧС, предполагаемом количестве санитарных потерь и объеме
лечебно-эвакуационных мероприятий) и истребование, при необходимости,
дополнительных специалистов и медицинского имущества для выполнения
поставленных задач;
проведение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих
санитарное благополучие госпиталя;
организация
консультативной и практической помощи местным лечебным учреждениям в районе ЧС
в вопросах оказания медицинской помощи пораженным (больным);
ведение учетных
документов и своевременное представление отчетных документов;
взаимодействие с другими
медицинскими формированиями и учреждениями по вопросам ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
При развертывании
госпиталя в районе ЧС в зависимости от вида аварии, катастрофы или стихийного
бедствия на неге могут быть возложены функции по приему и лечению следующих
категорий пораженных (больных):
с механической травмой;
обожженных;
с сочетанной и
комбинированной травмой, у которых наряду с механической
травмой имеются ожоги;
пораженных ионизирующим излучением, у которых
одновременно могут быть различные механические повреждения и ожоги;
пораженных ОХВ, имеющих различные механические
повреждения и ожоги;
больных;
легкопораженных и
легкобольных.
При массовом поступлении
пораженных (больных) из районов крупных ЧС природного и техногенного характера
часть их может поступать в госпиталь, не получив даже первой медицинской помощи
в очагах катастрофы. Объем медицинской помощи в этом случае может сокращаться
до оказания неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной
медицинской помощи, обеспечения приема, медицинской сортировки и подготовки к
эвакуации пораженных (больных), состояние которых позволяет отложить оказание
медицинской помощи до их поступления в другие стационарные лечебные учреждения
местных органов здравоохранения или федерального уровня.
Госпиталь, в зависимости
от реальной обстановки в зоне ЧС, выдвигается в район предназначения как частью
сил (бригада, отделение), так и в полном составе, развертываясь для работы по
типу многопрофильного лечебно-диагностического учреждения. Перемещение
госпиталя к месту развертывания может осуществляться всеми видами транспорта
(авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным). При перемещении на
значительные расстояния - предпочтение должно отдаваться авиационному
транспорту.
Готовность госпиталя к
приему первых пораженных (больных) из зоны ЧС - в среднем через 2-3 ч после
прибытия его в район развертывания; полная готовность к работе - через 4-5 ч.
Госпиталь в полевых
условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - с
использованием фондов местных лечебных учреждений или в приспособленных
помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС
(школы, клубы, спортивные залы и др.).
Руководство деятельностью
госпиталя возлагается на главного врача, подчиняющегося директору центра
медицины катастроф соответствующего уровня.
Администрация госпиталя в
своей работе руководствуется действующими законодательными и нормативными
актами Российской Федерации в области медицины катастроф, приказами и
распоряжениями Минздравсоцразвития России, директора центра медицины катастроф
соответствующего уровня, его заместителей и Положением о полевом
многопрофильном госпитале.