5.8.3. Организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению в полевом многопрофильном госпитале «Защита».

 

Госпиталь является мобильным многопрофильным лечебно-диагностическим формированием Всероссийской службы медицины катастроф. Он предназначен для выдвижения в зону ЧС и участия в лечебно-эвакуационном обеспечении пораженных (больных). При полном развертывании ПМГ может за одни сутки принять до 250 пораженных с механической травмой, провести их медицинскую сортировку, оказать нуждающимся квалифицированную с элементами специализированной медицинскую помощь, при необходимости подготовить пораженных к эвакуации; для временной госпитализации нетранспортабельных пораженных (больных) госпиталь может развернуть до 150 коек.

Работа госпиталя осуществляется в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности на госпиталь возлагаются следующие основные задачи:

совершенствование специальной подготовки персонала и его готовности к действиям в ЧС (теоретические и практические занятия), отработка практических навыков согласно функциональным обязанностям на рабочем месте, отработка взаимодействия как в составе своего подразделения, так и в масштабе всего госпиталя в целом в ходе тренировок и тактико-специальных учений, приобретение и совершенствование навыков оказания неотложной медицинской помощи в составе бригад экстренного реагирования, бригад специализированной медицинской помощи различным контингентам пораженных (больных), анализ и разбор ошибок, допущенных при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказании неотложной медицинской помощи;

освоение передовых методик и технологии оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных), образцов медицинской техники и лекарственных средств, перспективных для использования в полевых условиях, и апробирование их на клинической базе;

создание и накопление резервов материальных ресурсов, восполнение израсходованных материальных средств (медикаментов, инструментария, оборудования и др.) для последующей бесперебойной работы ПМГ в очагах ЧС;

текущий ремонт медицинского и инженерно-технического имущества и оборудования;

доукомплектование лечебных, инженерно-технических и хозяйственных подразделений госпиталя штатным и нештатным составом в целях обеспечения постоянной готовности персонала к выезду в район ЧС;

планирование работы госпиталя в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

разработка и совершенствование схемы и порядка оповещения персонала госпиталя об экстренном сборе, порядка доставки его на место сбора в любое время суток;

разработка графика дежурств специалистов ПМГ и его выполнение;

ведение учетно-отчетных документов;

анализ деятельности ПМГ в ЧС с целью совершенствования работы.

В режиме повышенной готовности основными мероприятиями, осуществляемыми госпиталем, являются:

организация оповещения о введении режима повышенной готовности и сбор персонала госпиталя согласно расчету;

доведение информации о ЧС до прибывшего персонала и постановка задач на проведение дополнительных мероприятий по приведению в состояние готовности медицинского, инженерно-технического и хозяйственного имущества к возможному выезду в район ЧС;

уточнение плана работы госпиталя применительно к конкретной обстановке в районе ЧС;

уточнение через руководство штаба центра медицины катастроф соответствующего уровня сведений об изменении обстановки в районе возможного возникновения ЧС, а при ее возникновении - получение данных об ее развитии и величине санитарных потерь;

формирование оперативной группы госпиталя и подготовка ее к выдвижению в район ЧС;

приведение в состояние готовности сил и средств госпиталя, подготовка предложений по их использованию и, в случае необходимости, выдвижение в предполагаемый район бедствия.

В режиме чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и во время ЧС) основными мероприятиями являются:

оповещение и сбор персонала управления госпиталя, дежурной БЭР, персонала инженерно-технической и хозяйственной служб согласно расчету о введении режима чрезвычайной ситуации;

получение (уточнение) задачи на участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в конкретном регионе, ее изучение и постановка задач персоналу ПМГ;

выдвижение в район ЧС в соответствии с решением начальника штаба ВСМК или руководителя центра медицины катастроф соответствующего уровня, первого эшелона ПМГ в составе оперативной группы из числа администрации госпиталя и дежурной БЭР для реальной оценки обстановки на месте, выработки предложений для доклада начальнику штаба ВСМК (руководителю центра медицины катастроф соответствующего уровня) о масштабе аварии (катастрофы) и предполагаемой величине санитарных потерь;

ознакомление с медико-санитарной обстановкой по прибытии на место, оценка своих возможностей, принятие решения на развертывание госпиталя и начало его работы;

развертывание функциональных подразделений в районе предназначения, организация приема пораженных (больных), поступающих из очага ЧС, и участие в их лечебно-эвакуационном обеспечении;

доклад начальнику штаба (директору центра медицины катастроф соответствующего уровня) о состоянии дел (масштабах ЧС, предполагаемом количестве санитарных потерь и объеме лечебно-эвакуационных мероприятий) и истребование, при необходимости, дополнительных специалистов и медицинского имущества для выполнения поставленных задач;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих санитарное благополучие госпиталя;

организация консультативной и практической помощи местным лечебным учреждениям в районе ЧС в вопросах оказания медицинской помощи пораженным (больным);

ведение учетных документов и своевременное представление отчетных документов;

взаимодействие с другими медицинскими формированиями и учреждениями по вопросам ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

При развертывании госпиталя в районе ЧС в зависимости от вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия на неге могут быть возложены функции по приему и лечению следующих категорий пораженных (больных):

с механической травмой;

обожженных;

с сочетанной и комбинированной травмой, у которых наряду с механической травмой имеются ожоги;

пораженных ионизирующим излучением, у которых одновременно могут быть различные механические повреждения и ожоги;

пораженных ОХВ, имеющих различные механические повреждения и ожоги;

больных;

легкопораженных и легкобольных.

При массовом поступлении пораженных (больных) из районов крупных ЧС природного и техногенного характера часть их может поступать в госпиталь, не получив даже первой медицинской помощи в очагах катастрофы. Объем медицинской помощи в этом случае может сокращаться до оказания неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи, обеспечения приема, медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных (больных), состояние которых позволяет отложить оказание медицинской помощи до их поступления в другие стационарные лечебные учреждения местных органов здравоохранения или федерального уровня.

Госпиталь, в зависимости от реальной обстановки в зоне ЧС, выдвигается в район предназначения как частью сил (бригада, отделение), так и в полном составе, развертываясь для работы по типу многопрофильного лечебно-диагностического учреждения. Перемещение госпиталя к месту развертывания может осуществляться всеми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным). При перемещении на значительные расстояния - предпочтение должно отдаваться авиационному транспорту.

Готовность госпиталя к приему первых пораженных (больных) из зоны ЧС - в среднем через 2-3 ч после прибытия его в район развертывания; полная готовность к работе - через 4-5 ч.

Госпиталь в полевых условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - с использованием фондов местных лечебных учреждений или в приспособленных помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.).

Руководство деятельностью госпиталя возлагается на главного врача, подчиняющегося директору центра медицины катастроф соответствующего уровня.

Администрация госпиталя в своей работе руководствуется действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации в области медицины катастроф, приказами и распоряжениями Минздравсоцразвития России, директора центра медицины катастроф соответствующего уровня, его заместителей и Положением о полевом многопрофильном госпитале.