4.1.4. Рассредоточение и (или) эвакуация населения.

 

Издревле народная мудрость говорит: «Хочешь избежать беды, обойди её». Перемещение больших и малых масс людей всегда считалось одним из важнейших условий выживания человечества. Избегая наводнений, люди переходили а более высокие участки местности. При приближении засухи старались переместитьсяближе к водоемам и т.д.

Но если говорить об эвакуации как непосредственном способе защиты от поражающих факторов средств вооруженной борьбы, то в этом смысле начало массовых эвакуационных мероприятий в их современном понятии относится к началу XX века, ко времени I мировой войны. Впервые массовая эвакуация жителей в количестве более одного миллиона человек прошла в 1917 г. из Парижа, когда тот стал регулярно обстреливаться крупнокалиберными снарядами из немецкой пушки «Большая Берта».

В мировых войнах, в ходе которых боевые действия и применение средств вооруженной борьбы происходит на огромных пространствах, затрагивая в том числе и тыловые районы, роль и значение эвакуационных мероприятий для обеспечения обороноспособности государства значительно возросли.

Уникален опыт СССР по организации и проведению эвакуационных мероприятий в ходе начального периода Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941 г. был образован Совет по эвакуации, 27 июня 1941 г. принято постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», 5 июля 1941 г. утверждено «Положение об эвакуационном пункте», в котором на эти пункты возлагались задачи по приемке и отправке эшелонов с эвакуируемыми организациями, организация их питания и медицинского обслуживания.

В течение второго полугодия 1941 г. в восточные районы СССР, по неполным данным, только по железным дорогам было перебазировано 2593 промышленных предприятия, большое количество научных учреждений, эвакуировано более 10 млн. человек населения, полностью вывезены фонды 66 крупнейших музеев.

Эвакуационным мероприятиям времен 1941-1943 годов были присущи ряд характерных особенностей, которые в последующем составили основу для планирования массовой эвакуации населения на случай ракетно-ядерной войны. Так, в обязательном порядке создавались специальные государственные органы, непосредственно отвечающие за организацию и проведение эвакуации на всех уровнях – от общесоюзного до объектового.

Следует также отметить, что на всех стадиях эвакомероприятий: сбора эвакуируемых, их отправки, в пути следования, в местах прибытия и размещения проводилась персональная регистрация и учет с выдачей соответствующих документов.

Особое внимание с учетом реальных возможностей уделялось вопросам жизнеустройства прибывшего населения. К этим вопросам относились предоставление жилища и работы, устройство детей в детские учреждения, проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности и др.

Эвакуационные мероприятия, как правило, осуществлялись по производственному принципу. Перемещались заводы и предприятия вместе с рабочим коллективом и членами их семей. Такой подход значительно повышал управляемость и организованность этих мероприятий.

Вместе с тем в начальный период войны большое количество населения перемещалось в тыловые районы стихийно. Однако по прибытию в конечные пункты все беженцы подлежали постановке на учет, и для них, как и для другого эвакуируемого населения, решались вопросы жизнеобеспечения. В частности, для детей, потерявших или отставших от своих родителей, в короткие сроки была развернута сеть детских домов.

Следует отметить, что бесценный опыт организации эвакомероприятий в годы Великой Отечественной войны в достаточной мере еще не изучен и не обобщен.

В послевоенные годы с появлением ракетно-ядерного оружия стало очевидным, что в условиях применения оружия массового поражения основным способом уменьшения потерь среди населения является его вывоз из крупных городов и опасных зон в безопасные районы. Также стало ясно, что подготовка эвакомероприятий, их планирование и обеспечение должно осуществляться заранее, в мирное время.

Таким образом, при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах го-рода или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Основанием для принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также органы управления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. В первую очередь вывозятся транспортом медицинские учреждения, лица, которые не могут пешком преодолеть дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в ЧС в городе.

Рабочие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия им на замену отдохнувших смен.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакоорганы, которые создаются решениями соответствующих начальников гражданской обороны (ГО). Заблаговременно формируются:

-            эвакуационные комиссии (ЭК);

-            сборные эвакуационные пункты (СЭП);

-            промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

-            эвакоприемные комиссии (ЭПК);

-            приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

-            оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эвакуируемого населения;

-            группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

-            администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют заместители начальников ГО – руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии – заместители начальников ГО – руководителей объектов экономики.

В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, в эвакоорганы не зачисляются.

В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.

Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.

Основные задачи эвакуационной комиссии:

разработка и корректировка планов эвакуации объекта;

организация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий;

комплектование и подготовка эвакоорганов;

подготовка и проведение эвакомероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4.40 - Структурная схема эвакокомиссии объекта экономики

 

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

Примерный рабочий аппарат СЭП:

начальник СЭП и его заместитель;

группа регистрации и учета;

группа формирования эшелонов и колонн;

группа охраны общественного порядка;

группа связи;

комната матери и ребенка;

стол справок;

медицинский пункт;

комендантская служба.

 

 

 


 

Рисунок 4.41 - Структурная схема сборного эвакуационного пункта.

 

Задачами СЭП являются:

оповещение и сбор населения;

регистрация и подготовка людей к отправке;

формирование пеших колонн;

организация посадки на транспорт;

организация оказания медицинской помощи заболевшим;

укрытие людей, прибывших на СЭП;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес личных вещей не должен превышать 50 кг, так как человеку придется нести их самому.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи - прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей.

При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны – 3-4 км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами – до 500 метров. Через каждый 1-1.5ч движения назначаются малые привалы (не более 15-20 мин.), а в начале второй половины суточного перехода – большой привал (1.5-2 часа), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются за пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации. Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Основные задачи ППЭ:

встреча и временное размещение прибывшего населения;

согласование с эвакоприемными комиссиями районов загородной зоны графиков движения транспорта;

организация отправки людей в конечные пункты размещения, оказание им медицинской помощи;

поддержание общественного порядка в местах скопления людей;

представление своевременных докладов начальнику маршрута пешей эвакуации и приемным эвакокомиссиям о времени и количестве прибывшего населения и об отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления (ГУ). В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.

Основные задачи группы управления:

организация движения пеших колонн;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

регулирование движения и организация охраны общественного порядка на маршруте;

ведение радиационной и химической разведки в пути следования;

оказание медицинской помощи нуждающимся;

Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медицинские бригады на санитарных автомобилях.

Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения городов решениями местной администрации районов (городов) загородной зоны. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Основные задачи приемной эвакокомиссии:

организация приема и размещения эвакуируемых, их первоочередного жизнеобеспечения и защиты;

уточнение количества прибывших, порядка подачи транспорта;

поддержание постоянной связи с эвакокомиссией города, получение от нее информации об отправке населения из города, изменения сроков прибытия колонн;

информирование подчиненных органов и организаций, обеспечивающих эвакомероприятия;

оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых;

сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения;

представление докладов начальнику ГО своего района в вышестоящую эвакокомиссию.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят:

группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения;

группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых;

группа охраны общественного порядка;

стол справок;

медицинский пункт;

комната матери и ребенка;

комендантская служба.

Основные задачи приемного эвакопункта:

встреча прибывающих колонн и обеспечение высадки людей;

организация (при необходимости) временного размещения эвакуируемых в ближайшем населенном пункте;

отправка эвакуируемого населения в пункты постоянного размещения;

представление докладов эвакокомиссии района о времени прибытия и количества эвакуируемых, их отправке в пункты постоянного проживания;

оказание медицинской помощи нуждающимся;

поддержание общественного порядка в местах скопления людей и укрытие людей по сигналам гражданской обороны.

В администрации пунктов посадки (высадки) включаются в основном представители транспортных органов. Задачи таких пунктов:

обеспечение своевременной подачи транспортных средств;

организация посадки (высадки) людей на транспортные средства;

контроль за обеспечением охраны общественного порядка и оказанием медицинской помощи нуждающимся;

учет отправки (прибытия) транспорта и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

При ЧС социального характера (военные конфликты) требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов приграничной зоны. Задачи на организацию эвакомероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы.

Оперативная группа формируется из представителей органов местного управления, органов военного управления, органов управления ГОЧС и соответствующих эвакоорганов.

В состав оперативной группы обычно входят следующие подразделения:

оповещения населения;

учета и регистрации;

транспортные, охраны общественного порядка, размещения людей и медицинские;

посты организации общественного питания, обеспечения предметами первой необходимости;

Задачи оперативной группы:

оповещение, сбор, учет и посадка эвакуируемого населения на транспорт;

формирование колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам;

контроль за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления о ходе эвакуации;

поддержание общественного порядка на всех этапах эвакуации.

Личный состав эвакоорганов должен заблаговременно проходить плановую подготовку, совершенствовать необходимые практические навыки во время учений и штабных тренировок. Это позволит при возникновении экстренной ситуации грамотно организовать и без сбоя провести эвакуационные мероприятия.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек (по территориально-производственному принципу).

На период эвакуации на сборных, промежуточных, приемных эвакопунктах, в местах посадки и высадки людей, на самих маршрутах лечебно-профилактические учреждения по заданию соответствующих органов управления ГОЧС развертывают медицинские пункты с круглосуточным дежурством. В состав автоколонн, эшелонов (поездов, судов) включаются медработники (из числа лиц, подлежащих эвакуации) или сандружинницы, снабженные необходимыми средствами и имуществом. При эвакуации пешим порядком помощь нуждающимся на маршрутах движения, в местах привалов и на промежуточных пунктах оказывается силами близлежащих лечебно-профилактических учреждений. Они же на каждом маршруте эвакуации организуют не менее двух подвижных медицинских бригад, оснащенных транспортом, которые подчиняются главврачу своего учреждения.

Медицинское обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих работу военное время в категорированных городах, осуществляется как на самом объекте, так и в загородной зоне по решению соответствующих начальников медицинской службы ГО и органов управления ГОЧС.

Медицинские мероприятия проводятся на протяжении всей эвакуации. В число их входят: контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест временного и постоянного размещения эвакуируемых, за проведением дезинфекционных и дератизационных мероприятий; организация лабораторного контроля за качеством питьевой воды и пищевых продуктов, соблюдением санитарно-гигиенических правил при хранении и приготовлении пищи, а также за организацией банно-прачечного обслуживания; своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация.

В случае применения бактериологического оружия для проведения прививок формируются прививочные бригады. А при подготовке к массовой иммунизации силами лечебно-профилактических учреждений организуются подвижные и временные прививочные пункты.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации.

В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АОХВ. Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АОХВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АОХВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АОХВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АОХВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также проводится эвакуация.

При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как правило, локальный и в редких случаях местный характер.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из постра­давших населенных пунктов и вывоз его к местам временного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безотлагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов самоуправления.

План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Краткосрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).

При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей застройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях - местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, населению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эва­куируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны переноситься в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потенциальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопасного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуации тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эва­куация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговременной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эвакуированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

В случае возникновения масштабных ЧС, когда зона бедствия охватывает значительные территории с большим количеством жителей, проведение эвакуации всего населения может оказаться невозможным. В таких случаях пострадавшие размещаются в уцелевших зданиях и сооружениях, которые предварительно должны быть обследованы спасателями, в специальных пассажирских железнодорожных составах, во временных полевых лагерях. Во временных лагерях должны располагаться палатки, быстро-возводимые домики, в количестве, позволяющем разместить всех пострадавших, а также обслуживающий персонал: спасатели, медицинские работники, сотрудники санитарно-эпидемиологической службы и правоохранительных органов (рисунок 4.42).

Палатки комплектуются кроватями, спальными мешками, одеялами, а в зимнее время - отопительными приборами.

Пищеблок комплектуется полевыми кухнями, складом продуктов, холодильными установками, комплектами одноразовой посуды.

 

Рисунок 4.42 - Вариант размещения временного полевого лагеря для

эвакуируемых

В лагере предусматривается устройство санитарно-гигиенических объектов: душевые, постирочные места, туалеты. Организовывается медицинский пункт или полевой госпиталь. Обустраиваются склады необходимого имущества, площадка для размещения автотранспорта, мобильная энергоустановка. Создается пункт управления.

Лагерь размещается в месте, наименее пострадавшем от поражающих факторов ЧС и позволяющем иметь доступ к транспортным, информационным, энергетическим коммуникациям. Временный лагерь создается силами спасателей МЧС России или военнослужащих МО РФ.

Одним из главных вопросов обеспечения гигиенического и эпидемиологического благополучия населения в зоне ЧС является санитарно-техническое состояние системы водоснабжения. Питьевая вода в зоне ЧС интенсивно загрязняется канализационными сточными водами, в нее могут попасть отравляющие вещества. Использование такой воды может привести к вспышке кишечных инфекций, эпидемиям холеры, геморрагической лихорадки, дизентерии. Для предотвращения возникновения водных вспышек инфекционных заболеваний проводятся следующие мероприятия:

отключение всех разрушенных и поврежденных водоводов;

распространение среди населения листовок, содержащих рекомендации по про­филактике заболеваний и об опасностях использования неочищенной воды;

снабжение населения питьевой водой;

ремонтно-восстановительные работы на водосетях.

При отсутствии возможности оперативной доставки воды в лагерь и проведения ремонтных работ на системах водоснабжения питьевую воду следует брать из местных водоисточников. Перед употреблением ее необходимо тщательно очистить: профильтровать, прокипятить. При необходимости в питьевую воду следует добавить маргацо-вокислый калий или специальные антибактериальные препараты.

С территорий, подвергшихся радиоактивному, химическому загрязнению, массовым пожарам, экологическому бедствию, основным мероприятием по организации жизнедеятельности пострадавшего населения является незамедлительная эвакуация на безопасные территории.

Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается Главой администрации субъекта РФ.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляется при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Следует отметить, что перечисленный выше порядок эвакомероприятий в целом сохраняется и в настоящее время и основные положения отражены в «Правилах эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г.№303.

В теоретическом плане основные положения указанных «Правил…» не вызывают серьезных возражений. Однако практическая их реализация может создать большое количество серьезных проблем. Безусловно, для того чтобы проверить, как будут срабатывать выбранные подходы в жизни, необходимо проведение хотя бы одного крупномасштабного эксперимента. Такая возможностьможет быть осуществлена в ходе командно-штабных учений.

В 1972 г. Маршал Советского Союза В.И. Чуйков просил разрешения на проведение крупномасштабных учений с массовой эвакуацией всего населения из города численностью около 50 тыс. человек, но ЦК КПСС на это согласия не дал. В связи с этим исследование проблем эвакуации проводилось в ходе только командно-штабных учений. Так, в 1967 г. в г. Москве проводилось такое учение по «Организации и проведению эвакуации населения из г. Москвы». Учение шло в течение трех месяцев и выявило много трудноразрешимых проблем.

Так, остро встал вопрос о времени начала эвакуации. Слишком раннее ее начало может спровоцировать вероятного противника на применение ядерного оружия, так как скрытно провести эвакуацию из такого города, как Москва практически невозможно. Задержка с проведением эвакомероприятий делает их малоэффективными.

Кроме того, перемещение в короткие сроки огромных масс людей может привести к хаосу и сделать общество и страну в целом мало управляемыми. Раздельная эвакуация членов семей в различные места может нарушить основную ячейку общества – семью и крайне отрицательно сказаться на морально-психологическом состоянии людей.

Трудно реализуемой оказалась идея с ежедневным подвозом рабочих смен на работу из отдаленных районов. Для этого потребуется большое количество транспорта, горючего и четко отлаженной организации движения на маршрутах.

Все вышеперечисленное и другие проблемные вопросы привели к выводу о том, что массовая эвакуация населения является исключительной мерой и ее надо осуществлять только в случае реальной угрозы возникновения ядерной войны.

Однако частичная эвакуация, а также эвакуация местного характера (отселение людей из опасных зон), эвакуация при чрезвычайных ситуациях являются высокоэффективным способом защиты населения. Это в полной мере подтвердили события в ходе ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, химической аварии в г. Ионава (Литва). Тогда в ходе ликвидации каждой из этих чрезвычайных ситуаций эвакуировалось от 30 до 40 тыс. человек.

К наиболее важным проблемам в организации эвакуации в настоящее время относятся:

высокая массовость эвакуационных мероприятий по варианту всеобщей эвакуации;

сложность планирования деятельности всех органов, задействованных в эвакуации, и крупные неувязки, связанные с этим;

необходимость создания специальных органов управления эвакуацией, деятельность которых начинается лишь с началом эвакуации;

смена командно-административного принципа управления на рыночные требует коренной перестройки планирования, организации и финансирования эвакуационных мероприятий.

В целях приведения организации эвакуации в соответствие с современными требованиями представляется целесообразным:

отказаться от схемы проведения эвакуации только по одному варианту (одномоментной массовой эвакуации) и перейти на многовидовую, многовариантную и многоэтапную эвакуацию. Право на объявление и проведение такой эвакуации следует делегировать на местный уровень;

предусматривать для рассредоточения отдыхающих смен рабочих и служащих организаций использование «спальных» районов городов, свободных зон и пригородных территорий, а также дачно-кооперативного фонда организаций;

перейти от командно-административных методов планирования эвакуации на контрактно-договорные. Все отношения между участниками процесса эвакуации, включая финансовые, должны регламентироваться долгосрочными договорами с отражением в них прав и обязанностей всех сторон, включая подготовку и обустройство районов и мест эвакуации. Источник финансирования – план на расчетный год;

органы управления эвакуацией (эвакокомиссии, сборные эвакопункты, приемные эвакокомиссии и др.) должны разворачиваться и приводиться в готовность по соответствующим степеням готовности гражданской обороны;

предусмотреть разработку четких технологий проведения эвакомероприятий на каждый возможный вариант эвакуации. При этом следует учитывать реальные объективные условия, которые сложились к настоящему времени, а именно, большое количество личного автотранспорта у населения, значительный объем жилого фонда в загородной зоне на правах частной собственности (загородные и дачные дома), новые экономические условия и т.д.

Можно было бы предложить для условий крупного города- «миллионника» (Москвы, Санкт-петербург) такой вариант эвакуации населения в военное время:

1. Население, имеющее жилые помещения в загородной зоне (дачи, дома и т.д.) и личный автотранспорт, эвакуируются самостоятельно после объявления о массовой эвакуации.

2. Население, имеющее жилье за городом, но не имеющее личного транспорта, добираются самостоятельно до мест временного проживания общественным транспортом, работающим по особому расписанию.

3. Население, не имеющее жилья в загородной зоне и личного автотранспорта, собирается на пунктах эвакуации и специальными колоннами вывозится в безопасные районы, где ему предоставляется временное жилье.

4. Больные, инвалиды и другое население, не способное самостоятельно прибыть на пункты эвакуации, по телефону сообщают об этом в эвакокомиссию, которая организует их эвакуацию.

Безусловно, это только общие принципиальные подходы, которые требуют детальной проработки.

Таким образом можно сделать следующие выводы и предложения в области совершенствования эвакуационных мероприятий:

1. Эвакуация населения как способ защиты населения и в настоящее время не потеряла своего значения. Она может быть в определенных условиях мирного и военного времени единственным эффективным способом защиты населения.

2. Значительные изменения в международной обстановке, во внутреннем положении страны, в изменении социально-политического строя России, в качественном изменении средств и методов вооруженной борьбы требуют пересмотра сложившихся в XX веке подходов к организации эвакуационных мероприятий при вооруженных конфликтах.

3. Устаревшие подходы к планированию эвакуации населения не отвечают требованиям времени. Только комплексное планирование эвакуационных мероприятий с учетом основных особенностей региона, многовариантности применения сил и средств нападения, масштабов и объема эвакуационных мероприятий и других обстоятельств может обеспечить решение задач по защите населения.