4.1.2.1. Создание фонда защитных сооружений

 

Инженерная защита на всех этапах развития гражданской обороны всегда являлась одним из основных традиционных способов защиты населения, осуществляемых путем укрытия его в защитных сооружениях и проведения других инженерно-технических мероприятий.

С появлением в начале ХХ века боевой авиации, способной наносить удары по объектам тыла на значительном расстоянии от линии фронта, во многих странах Европы после первой мировой войны в целях защиты населения стали создаваться защитные сооружения. Сначала эти мероприятия проводились только в так называемой угрожаемой приграничной зоне (500-километровой), т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. При этом перечень городов, находящихся в данной зоне и подлежащих активной противовоздушной обороне, утверждался постановлением Правительства СССР (СНК и СТО СССР). Данные города-цели получили название пунктов ПВО. Важные в военном и экономическом отношении предприятия, расположенные в указанной зоне, получили название объектов ПВО и делились на две категории, в соответствии с которыми объектам устанавливался объем мероприятий по их защите.

К первой категории были отнесены наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения.

Ко второй – менее важные в экономическом отношении предприятия.

Зональный принцип защитных мероприятий и деление предприятий на категории стали в дальнейшем для гражданской обороны основой для выработки принципа дифференцированного подхода к осуществлению ее мероприятий и категорирования территорий и объектов экономики.

С развитием нормативной правовой базы по строительству бомбоубежищ совершенствовалась и нормативно-техническая документация. Первым документом подобного рода явились «Строительные мероприятия МПВО», которые были разработаны и изданы Наркомтяжпромом РСФСР в 1930 г. Единые нормативы и рекомендации по проектированию убежищ, в том числе и по расчету конструкций, были разработаны в 1936 г. и изданы Наркомхозом РСФСР в виде «Технических условий и норм для убежищ МПВО». Одним из основных недостатков этих технических условий явилось то, что в них отсутствовали единые нормативы по проектированию систем жизнеобеспечения наиболее распространенного типа бомбоубежищ 2-й категории, строительство которых в предвоенные годы носило массовый характер. В связи с этим, к примеру, воздухо- и водоснабжение убежищ данной категории строго не регламентировалось и решалось в каждом отдельном случае по мере необходимости.

Этот и другие недостатки в проектировании бомбоубежищ были устранены с выходом «Технических условий и норм на проектирование и строительство убежищ 2-й категории, медико-санитарных и организационных пунктов», изданных Наркомстроем СССР в 1943 г. Этот документ более десяти лет определял основные требования к защитным сооружениям для населения, рабочих и служащих объектов народного хозяйства. Опыт инженерной защиты населения страны в годы Великой Отечественной войны подтвердил ее эффективность. Потери населения, рабочих и служащих промышленных предприятий Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других городов, которые своевременно были укрыты в заблаговременно построенных специальных убежищах и укрытиях, а также в подвалах, рассчитанных на обрушение вышележащих конструкций зданий, не превышали в среднем 0,25%, в том числе убитых – 0,09%.

Накопленный в предвоенные и военные годы опыт проектирования и строительства бомбоубежищ для защиты населения в условиях массированных бомбардировок с воздуха, артиллерийских и пулеметных обстрелов был востребован и в послевоенное время. Подвалы существующих и вновь строящихся зданий приспосабливались под убежища с учетом основных требований вышеуказанных технических условий и норм.

С началом 60-х годов, связанных с развитием новых средств вооруженной борьбы, появлением ракетно-ядерного оружия, с переоборудованием МПВО в новую систему оборонных мероприятий – гражданскую оборону, наступил новый период в развитии инженерной защиты населения страны. Проблема защиты населения от оружия массового поражения приобрела особую остроту, повысила важность и значимость инженерной защиты и потребовала новых подходов к ее решению.

С целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в необходимых объемах, достаточных для защиты населения в военное время вышеуказанными нормами предусматривалось отнесение территорий к группам по гражданской обороне, объектов народного хозяйства – к категориям по гражданской обороне. В зависимости от оборонного и экономического значения, численности населения (работающего персонала) и других критериев для категорированных городов были установлены особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне; для категорированных объектов – категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории и второй категории. Все население страны подлежало укрытию в защитных сооружениях: в убежищах – наибольшая работающая смена объектов народного хозяйства, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время; в противорадиационных укрытиях – население городов и других населенных пунктов, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений, а также население, эвакуируемое из этих зон. В данных нормах были сформулированы требования по нормированию размеров зон возможных разрушений вокруг категорированных городов и населенных пунктов с объектами, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне; защитных свойств убежищ и противорадиационных укрытий, а также особенности проектирования и расчета сооружений двойного назначения, приспосабливаемых под убежища для защиты населения в условиях применения ракетно-ядерного оружия.

Для защиты наибольшей работающей смены в зонах возможных сильных разрушений вокруг этих городов предусматривались убежища пяти классов (А-I, А-II, А-III, А-IV, А-V) в зависимости от групп по ГО, к которым отнесены категорированные города. Убежища обеспечивали защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, бактериальных (биологических средств), отравляющих веществ, высоких температур и продуктов горения.

Противорадиационные укрытия за пределами зон возможных сильных разрушений предназначались для защиты укрываемых от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и рассчитывались на коэффициент защиты 50—200 в зависимости от категорий укрываемых и мест размещения этих укрытий. Противорадиационные укрытия, расположенные в зонах возможных слабых разрушений, рассчитывались также на дополнительную нагрузку от избыточного давления ударной волны.

Было важно то, что в соответствии с нормами накопление фонда защитных сооружений осуществлялось заблаговременно в мирное время на основании схем размещения защитных сооружений, утверждаемых в установленном порядке в составе проектов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, выполняемых в виде отдельных разделов проектов генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки городов и населенных пунктов, технических (технорабочих) проектов вновь проектируемых, расширяемых и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений. Затраты на строительство защитных сооружений включались в общую сумму затрат по соответствующим главам сводных смет на жилищно-гражданское строительство.

С выходом новых требований инженерная защита не сразу адаптировалась к новым условиям. Прежние нормативные документы на проектирование и строительство защитных сооружений были отменены, на разработку новых потребовалось пять лет. Они заработали только к началу 70-х годов. Основными нормативно-техническими документами были строительные нормы по проектированию защитных сооружений гражданской обороны; «Указания по проектированию убежищ гражданской обороны» (СН-405-70) и «Указания по проектированию противорадиационных укрытий» (СН-427-71).

Одновременно уделялось большое внимание сохранению и поддержанию в готовности убежищ, построенных ранее. В эти годы проводилась большая работа по выполнению совместного решения Госстроя СССР, Госплана СССР и Штаба гражданской обороны СССР от 1973 г. по приспособлению, дооборудованию, повышению защитных свойств убежищ V класса и доведению их до требований IV класса (исходя из технической возможности и экономической целесообразности) с последующим включением этих убежищ в фонд защитных сооружений.

Создание фонда защитных сооружений в мирное время осуществлялось по годовым и пятилетним планам экономического и социального развития страны. Согласно основным принципам защиты на неукрытую часть наибольшей работающей смены и остальное население, включая эвакуируемое, предусматривалось строительство в особый (угрожаемый период) соответственно быстровозводимых убежищ и быстровозводимых противорадиационных укрытий.

Начиная с 1971 г. строительство данных сооружений осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах экономики. На случай внезапного нападения противника планами гражданской обороны всех уровней предусматривалось строительство в кратчайшие сроки (1—2 суток) простейших укрытий на неукрытую часть населения как по месту работы, так и по месту жительства. Таким образом, к началу 70-х годов прошлого столетия окончательно сформировалась концепция инженерной защиты населения и начата ее реализация. В дальнейшем отдельные ее положения уточнялись и дополнялись, но принципы, на которых она строилась, были неизменны.

С введением в действие с 1 января 1975 г. новых норм проектирования ИТМ ГО (СНиП II-10-74) с учетом внесенных в них в последующем дополнений и изменений была увеличена численность категорий населения, подлежащего укрытию в убежищах. Дополнительно к наибольшей работающей смене объектов, продолжающих работу в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов, подлежали укрытию в убежищах работающая смена дежурного и линейного персонала объектов и служб, обеспечивающих жизнедеятельность этих городов и объектов, нетранспортабельные больные и обслуживающий их медицинский персонал учреждений здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений.

В эти и последующие годы значительное развитие получила и нормативно-техническая база инженерной защиты. Многие из ранее разработанных строительных норм и правил не потеряли своей актуальности и сейчас: СНиП II-10-77 «Защитные сооружения гражданской обороны» (взамен СН405-70 и СН 427-71); СН 148-76 «Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов для защиты и перевозки населения в военное время»; СНиП 2.01.54-84 «Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»; СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их содержание в мирное время» и другие.

Следует отметить, что имеющийся сегодня в стране фонд защитных сооружений гражданской обороны был создан в основном именно в 70—80 годы прошлого века. Среднегодовые темпы строительства защитных сооружений в середине 80-х годов составили: по вводу в эксплуатацию убежищ (по вместимости) – до одного млн. человек, противорадиационных укрытий – более чем на 10 млн. человек.

С введением в действие в сентябре 1990 года Норм ИТМ ГО СНиП 2.01.51-90 в части инженерной защиты была уточнена степень защиты населения в защитных сооружениях. Согласно данным нормам значительно снижена степень защиты укрываемых в убежищах от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны. Для всех категорий населения, которые подлежат укрытию в убежищах, установлен один класс убежищ – А-IV, за исключением убежищ, расположенных в пределах проектной застройки атомных станций и в метрополитенах.

Снижена степень защиты наибольшей работающей смены объектов, отнесенных к первой группе по гражданской обороне и расположенных вне категорированных городов. Вместо убежищ III класса по новым нормам защита работающей смены этих объектов предусматривается в противорадиационных укрытиях с коэффициентом защиты – 200.

Нормами 1990 года значительно усилена защита населения в районах размещения атомных станций. Защита работающих смен этих станций в границах проектной застройки предусматривалась, как и прежде, в убежищах класса А-III, но уже со степенью ослабления проникающей радиации и коэффициентом защиты в два раза выше, чем предусматривалось прежними нормами. Для убежищ, строящихся за границей проектной застройки станций в пределах зон возможных сильных разрушений, коэффициент защиты увеличивается втрое.

Предусматривалось и значительное усиление противорадиационной защиты населения, проживающего вокруг атомных станций. В зонах возможных слабых разрушений и возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС степень защиты проживающего на их территории населения от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности была увеличена в пять раз. Была выделена 30-километровая полоса, прилегающая к границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, на территории которых защита населения обеспечивалась в противорадиационных укрытиях с коэффициентом защиты, равным 200.

В определенной степени на объемах инженерных защитных мероприятий не могло не сказаться и изменение зон возможных разрушений, в том числе зон возможных сильных разрушений, которые имели место при вводе в действие очередных Норм ИТМ ГО. Переход от круговых зон возможных разрушений, внешняя граница которых исчислялась от геометрического центра категорированного города (объекта), как это имело место в СНиП II-10-66, к определению этой внешней границы зон по удалению ее от проектной застройки города (СНиП II-10-74), а в дальнейшем сведении ее в границы проектной застройки городов, позволил оптимизировать объемы и затраты на строительство защитных сооружений. Изменение размеров указанных зон было связано с переходом от модели площадного поражения категорированного города единым ядерным боеприпасом большой мощности к модели выборочного поражения отдельных важнейших объектов-целей городов одиночными боеприпасами малой и средней мощности (с помощью МКР с разделяющимися головными частями).

Принципиальные подходы к организации инженерной защиты начала 90-х годов за последние 15 лет не претерпели серьезных изменений. Более того, их преемственность подтверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, утвердившим порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны. Однако следует отметить, что после принятия «Основных принципов защиты населения от оружия массового поражения», на основе которых строилась система инженерной защиты страны, прошло более 40 лет. За этот период изменились взгляды на характер будущих войн и вооруженных конфликтов на территории России с преимущественным применением в них обычных средств поражения, в том числе высокоточного оружия, существенно снизилась вероятность возникновения войн с массированным применением ядерного и другого оружия массового поражения, изменилась социально-политическая обстановка внутри страны. В этих условиях требуется выработка уже новых подходов к организации инженерной защиты населения.

Как показывает опыт выживания населения в вооруженных конфликтах и войнах последних десятилетий, в условиях применения современных обычных средств поражения защита населения должна обеспечиваться прежде всего путем укрытия его в защитных сооружениях по месту работы и жительства. В связи с этим представляется целесообразным создание:

а) убежищ IV класса для защиты:

– работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;

– нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала;

б) усиленных укрытий для защиты населения (по месту жительства), проживающего в зонах возможных сильных разрушений и работников работающих смен организаций, расположенных в указанных зонах (прекращающих свою деятельность или переносящих ее в загородную зону в случае проведения массовой эвакуации населения из данных зон);

в) убежищ III класса для защиты рабочих смен атомных станций в границах проектной застройки этих станций;

г) убежищ IV класса с повышенной степенью ослабления проникающей радиации для защиты населения и рабочих смен предприятий, расположенных за границей проектной застройки атомных станций в пределах их зоны возможных сильных разрушений;

д) противорадиационных укрытий для защиты населения, проживающего в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения).

На необеспеченную часть наибольшей работающей смены в зонах возможного сильного загрязнения и населения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения заданиями по мобилизационным планам должно предусматриваться строительство в угрожаемый период соответственно быстровозводимых убежищ и противорадиационных укрытий. На случай внезапного нападения противника для населения, проживающего в зонах возможных сильных разрушений и не обеспеченного защитными сооружениями, предусматривать строительство в кратчайшие сроки простейших укрытий.

Нетрудно видеть, что в соответствии с данными предложениями обеспечение населения страны защитными сооружениями осуществляется не повсеместно, как было прежде, а адресно, в зависимости от вида и степени военных опасностей и угроз. А это значительно сокращает объемы проведения инженерных защитных мероприятий.

Усиленные укрытия — это новый тип защитных сооружений, который предлагается дополнительно ввести в действующую классификацию убежищ. Защитные сооружения данного типа предназначаются для защиты населения от обломков разрушающихся вышележащих зданий и рассчитываются на статическую нагрузку, равную 0,35 кгс/см2. Многолетний зарубежный опыт строительства убежищ подобного типа подтверждает их целесообразность. Особенно широкое распространение они получили под названием убежищ основной защиты в ФРГ в 80—90 годы прошлого столетия в ходе реализации основных технических концепций проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны, принятых в 1985 году. Эти убежища обеспечивают защиту от обломков разрушающихся вышележащих зданий (рассчитываются на нагрузку от 0,05 до 0,5 кгс/см2), от действия огня с температурой 400 °С на поверхности в течение 6 часов; радиоактивных выпадений с коэффициентом защиты, равной 100, от боевых биологических и химических веществ. Как правило, данные убежища создаются встроенными в здания жилищно-гражданского сектора, включая частный. По нормам убежищ основной защиты приспосабливаются также подвалы и убежища Второй мировой войны.

К прототипам этих убежищ могут быть отнесены так называемые усиленные укрытия, экспериментальное (опытное) приспособление под которые подвальных помещений существующих зданий и сооружений осуществлялось в нашей стране в период 1984—1989 годов. Усиленные укрытия предназначались для защиты населения категорированных городов (проживающего в зонах возможных сильных разрушений) на случай внезапного нападения противника. Они рассчитывались на статическую нагрузку от обрушения вышележащих этажей зданий, равную 0,35 кгс/см2, оборудовались необходимыми системами жизнеобеспечения.

Рассматривая сегодня современные технологии инженерной защиты, следует отметить, что в рассматриваемой области имеют место определенные наработки, выполненные за последние годы и направленные на совершенствование инженерной защиты.

Так, в период 2005—2006 гг. Центром стратегических исследований МЧС России совместно с ООО «Геоинжпроект» разработаны шесть типовых проектов быстровозводимых убежищ IV класса и противорадиационных укрытий большой вместимости из современных строительных изделий и конструкций. По своим конструктивным и объемно-планировочным решениям, технико-экономическим показателям данные проекты не имеют аналогов, являются наиболее рациональными и экономичными. Основные положения изложены в приказе министра по делам ГО и ЧС от 21.07.2005 №575 « Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»

К специальным инженерным сооружениям по защите населения от поражающих воздействий природного характера следует отнести противосейсмические, противооползневые, противообвальные и противолавинные, противокарстовые, берегозащитные и другие. По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты позволяют в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 70%.