3.7. Задачи и организационная структура медицинских сил гражданской обороны здравоохранения.

 

На основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в каждом федеральном Министерстве исполняются свои ведомственные документы по вопросам гражданской обороны.

Наиболее важные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации следующие:

I. Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Под федеральной медицинской службой гражданской обороны понимается система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности. Данное положение полностью соотносится с новым термином, то есть в отношении медицинских сил  гражданской обороны здравоохранения.

МСГОЗ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами (силами) гражданской обороны, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.

Формирования и учреждения МСГОЗ, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздравсоцразвития России, а также формирования и учреждения МСГОЗ других федеральных органов исполнительной власти, организаций, независимо от формы собственности по решению соответствующих начальников гражданской обороны используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Наиболее существенное влияние на деятельность МСГОЗ в современной войне окажет, прежде всего, практически одновременное возникновение огромных людских потерь на территории страны. Разнохарактерность воздействия на организм человека известных ныне средств поражения приведет к значительному усложнению структуры санитарных потерь. В ряде случаев эти факторы создадут обстановку, при которой будет иметь место несоответствие имеющихся в данном районе сил МСГОЗ объему работ по оказанию медицинской помощи населению в короткие сроки.

Условия деятельности МСГОЗ будут также затруднены, во-первых, наличием значительного разрушения зданий и сооружений, что усложнит развертывание медицинских формирований и учреждений; во-вторых, возникновением обширных зон радиоактивного и очагов химического заражения местности, ограничивающих возможность маневра силами и средствами МСГОЗ и ведущих к необходимости организации и проведения специальных мероприятий по их защите. Кроме того, большое значение будет иметь и тот фактор, как ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния ряда районов страны в связи с перемещением большого числа людей в ходе эвакуационных мероприятий ГО и разрушениями в сетях канализации, водопровода и энергоснабжения. Следует учесть также возможность возникновения значительных трудностей в управлении ее силами и средствами в результате разрушения постоянных линий связи, а также нарушения радиосвязи вследствие ионизации атмосферы при ядерных взрывах. Приведенные положения лишь в общих чертах характеризуют условия деятельности МСГОЗ в современной войне. Однако и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о чрезвычайной сложности обстановки, в которой придется действовать силам при выполнении ее весьма важных задач.

По значимости решаемых задач МС ГО справедливо считается одной из ведущих служб ГО.

Основными задачами медицинских сил гражданской обороны здравоохранения являются:

- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время;

- подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;

- организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

-подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения на селения в военное время;

-участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

-участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

-своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

-организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

-медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

МСГОЗ создаются по территориально-производственному принципу и имеют четыре уровня:

федеральный — включает силы и средства МСГОЗ на территории всей РФ;

территориальный — включает силы и средства МСГОЗ на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

местный — включает силы и средства МСГОЗ на территории города, городского района, сельского округа;

объектовый — представлен силами и средствами МСГОЗ организаций (объектов экономики).

На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования.

Принципиальная схема организации МС ГО представлена на рисунке 3.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3.2 — Организационная структура МСГОЗ (БСМП – бригады специализированной медицинской помощи; МО – медицинский отряд; СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд; СЭБ – санитарно-эпидемиологическая бригада; СПЭБ – специализированная противоэпидемическая бригада; ГЭР – группа эпидемической разведки; АЛ – аптечная летучка; ХПГ - хирургический подвижный госпиталь; ИПГ – инфекционный подвижный госпиталь; ПТТГ – подвижный токсико-терапевтический госпиталь; ГБ – головная больница; МПБ – многопрофильная больница; ПБ – профильная больница).

 

Федеральные МСГОЗ организуются по территориально - производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

В состав МСГОЗ входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования.

К руководству относятся начальники МСГОЗ всех уровней (рисунок 3.3).

Начальниками МСГОЗ являются:

- федеральными МСГОЗ - первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

- сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

- организаций - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций, заведующие здравпунктами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Органами управления МСГО являются:

Рисунок 3.3 – Управление медицинскими силами гражданской обороны здравоохранения

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГОЗ, организует их развертывание и работу, осуществляет контроль за деятельностью органов управления.

Органы управления МСГОЗ представлены штабами МСГОЗ и управлениями больничных баз.

Штабы МСГОЗ как органы оперативного руководства создаются при начальниках МСГОЗ всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МСГОЗ входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им решать вопросы подготовки службы и организации ее работы.

Штабы МСГОЗ создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.

Начальником федеральных медицинских сил гражданской обороны здравоохранения является первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Для управления службой приказом Министра здравоохранения и социального развития  Российской Федерации создается штаб федеральных медицинских сил гражданской обороны здравоохранения.

В состав штаба включаются:

Начальник штаба — заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заместитель начальника штаба — директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».

Члены штаба:

-руководители структурных подразделений Минздравсоцразвития России;

-главные медицинские специалисты Минздравсоцразвития России;

-представители Российской академии медицинских наук;

-специалисты ВЦМК «Защита»;

-представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

-представитель Российского общества Красного Креста.

В состав штаба МСГОЗ субъекта Российской Федерации включаются:

1. Начальник штаба - заместитель руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

2. Заместитель начальника штаба - начальник второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

3. Члены штаба:

- руководители структурных подразделений органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

- главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации;

- главные медицинские специалисты;

- главный врач станции переливания крови;

- руководитель территориального центра медицины катастроф и другие лица.

В состав штабов МСГОЗ городов, городских районов и сельских округов включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба МСГО субъекта Российской Федерации.

Начальники штабов МСГОЗ являются заместителями соответствующих начальников МСГОЗ.

Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы МСГОЗ, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления здравоохранением определяется решениями органов исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.

Управление больничной базы как орган управления МСГОЗ создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).

Органы управления МСГОЗ должны находиться в состоянии постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.

В основу организации сил и средств МСГОЗ положены следующие основные принципы:

- формирования, учреждения и органы управления МСГОЗ в основном создаются на базе существующих учреждений и органов здравоохранения с максимальным использованием людских и материальных ресурсов, объектов экономики (территориально-производственный принцип);

- формирования и учреждения предназначены для работы в любых очагах массового поражения (принцип универсализации подготовки);

- обеспечение такой подготовки к выполнению широкого перечня разнообразных мероприятий в зонах катастроф не должно исключать целесообразности заблаговременного определения для каждого формирования и учреждения основного ведущего функционального предназначения (принцип функционального предназначения).

В состав медицинских сил гражданской обороны здравоохранения входят учреждения и формирования медицинской службы.

К учреждениям относятся:

-учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований;

-учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (многопрофильные больницы и другие);

-организации Роспотребнадзора, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;

-аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;

- учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.

К формированиям относятся:

- медицинские отряды;

- подвижные госпитали;

- бригады специализированной медицинской помощи;

- санитарно-эпидемиологические отряды;

- санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

- специализированные противоэпидемические бригады;

- группы эпидемиологической разведки.

Что касается развертывания дополнительных больничных коек, то основные положение изложены в Инструкции от 8.12.2000 №212-05/356 «О порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время».

Дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта Российской Федерации, предназначаются для медицинского обеспечения проживающего на данной территории пораженного населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается задание на развертывание в военное время дополнительных больничных коек здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материальными и финансовыми средствами определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов и методических рекомендаций Минздрава России.

Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта Российской Федерации несет руководитель органа управления здравоохранением данного субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено соответствующее задание.

ІІ. В «Инструкции ...» изложены основные принципы организации развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения:

- многовариантное планирование развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения, предусматривающее поэтапное (по месту, срокам и объемам) решение этой задачи в условиях как планомерного выполнения мероприятий гражданской обороны, так и внезапного осложнения обстановки;

- обеспечение выполнения заданий по развертыванию дополнительных больничных коек, во-первых, за счет максимально возможного сверхштатного наращивания коечного фонда существующих в мирное время отделений лечебно-профилактических учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; во-вторых, за счет создания в составе существующих лечебно-профилактических учреждений новых лечеб­но-диагностических отделений и филиалов учреждений; в-третьих, за счет создания новых лечебных учреждений;

- максимально возможное сохранение на переходный период существующих в мирное время возможностей по оказанию раненым и больным специализированной медицинской помощи, их лечению и медицинской реабилитации. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений из приграничных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затопления, а также из городов, отнесенных к особым группам и при угрозе ядерного нападения производится по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обеспечения их развертывания и работы в безопасных районах;

- использование имеющихся в мирное время в лечебно-профилактических учреждениях переходящих запасов медицинского и другого имущества для обеспечения работы существующего и дополнительно развертываемого коечного фонда до начала поставок имущества по планам расчетного года;

- принятие заблаговременных решений суженных заседаний органов исполнительной власти о выделении дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, а также на получение и приобретение необходимой техники, материальных и иных средств для обеспечения работы существующих и развертываемых дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;

- сохранение и укрепление существующей территориальной системы управления имеющимися в мирное время и дополнительно развертываемыми в военное время силами и средствами здравоохранения.

III. О порядке создания нештатных аварийно-спасательных формированиях отмечено в  Методических указаниях от 24.04.2001 №2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.

В «Методических указаниях ...» подробно изложены задачи нештатных аварийно-спасательных формирований, расчеты их создания, комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом, формы учета.