3.4. Полномочия органов
государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
Полномочия
органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской
обороны заключаются в следующим.
Президент Российской Федерации:
1.Утверждает План гражданской обороны и
защиты населения Российской
Федерации.
2. Вводит в действие План гражданской
обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях в полном объеме или частично.
3. Утверждает структуру, состав войск
гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской
обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны.
4. Осуществляет иные полномочия в
области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации обязано:
1.
Обеспечивать проведение единой государственной политики в области гражданской
обороны.
2.
Руководить организацией и ведением гражданской обороны.
3. Издавать нормативные правовые акты в
области гражданской обороны и организовывать разработку проектов федеральных
законов в области гражданской обороны.
4. Определять порядок отнесения
территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества
проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль
в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также
организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в
экономике государства или влияния на безопасность населения.
Данный
порядок определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3
октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по
гражданской обороне» в редакции от 01.02.2005 №49. В нем подчеркивается, что
отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью
заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в
объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и
защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в
военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в
связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Отнесение же территорий городов или иных населенных пунктов к
группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от:
их
оборонного и экономического значения;
численности
населения;
нахождения
на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне
особой важности, первой и второй, или представляющих опасность для населения и
территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного
загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются
особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся
территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится
территория города, если:
численность
населения превышает 1000 тыс. человек;
численность
населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней
расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне
или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50
процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного
химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического
затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится
территория города, если:
численность
населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;
численность
населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней
расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне
либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 30
процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного
химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического
затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится
территория города, если:
численность
населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;
численность
населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней
расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более
двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
менее 30
процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного
химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся
также территории закрытых административно-территориальных образований.
Предложения
по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики
Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской
Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской
обороне.
Перечень
территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется
Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного
раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий и Министерства экономики Российской Федерации.
Другим
своим Постановлением от 19 сентября 1998 года № 1115 Правительство Российской
Федерации определило «Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской
обороне».
В
соответствии с данным «Порядком...» отнесение организаций к категориям по
гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты
их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации
мероприятий по гражданской обороне.
Отнесению
к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие,
реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые
организации:
имеющие
мобилизационное задание (заказ);
представляющие
высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в
военное и мирное время;
являющиеся
уникальными культурными ценностями.
«Положением
...» устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой
важности, первой категории, второй категории.
Отнесение
организаций к категориям по гражданской обороне производится в зависимости от
показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых
условий, характеризующих:
степень
потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций:
месторасположение
организации;
значимость
организации как объекта культуры.
Основными
показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
являются:
численность
работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем
выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные
показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием
Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
В
случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их
производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в
разных административно-территориальных единицах категория по гражданской
обороне устанавливается только для соответствующего объекта.
Организации,
не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются
некатегорированными.
Организации,
деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной
власти, объединений организаций, или находящихся в сфере их ведения,
представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по
гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий
федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации,
деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, или находящихся в сфере их ведения,
представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по
гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации,
деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления,
или находящихся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для
отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении
категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения
организаций об установлении категории должны быть согласованы с
соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими
управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.
Органы
местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых
связана с деятельностью органов местного самоуправления или находящихся в сфере
их ведения, к категориям по гражданской обороне.
5. Определяет порядок
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
6. Определяет порядок
обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
7. Определяет порядок
создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств (порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29 ноября
8. Осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской
Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской
обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и
объединений, или находящихся в сфере их ведения;
направляют
соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к
категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к
категориям по гражданской обороне.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской
обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов, или
находящихся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность
которых связана с деятельностью органов местного самоуправления, или
находящихся в сфере их ведения;
направляют
соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами
исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к
категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
Федеральные
органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к
категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики
Российской Федерации.
Сведения
о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются
соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями,
утвердившими эти категории.
Уточнение
перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне,
проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в том же
порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Определять
порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств изложен
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379
«О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» в редакции
от 01.02.2005 №49.
Согласно
данному постановлению эти запасы предназначены для первоочередного обеспечения
населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей
войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при
проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае
возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Запасы
материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную
технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства,
предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск
гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.
Запасы
продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и
растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы
медицинских средств включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные
средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские
инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское
имущество.
Запасы
иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения,
средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды
топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура
и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических
рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским
агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных
действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба
объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных
особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм
минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении
номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные
ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Номенклатура
и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской
обороны определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура
и объемы запасов для обеспечения гражданских организаций гражданской обороны
определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в
соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной
власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Запасы
накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с
истекшим сроком годности.
Запасы,
накапливаемые федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, хранятся в условиях, отвечающих установленным
требованиям по обеспечению сохранности указанных средств.
Требования
к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета,
использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и Российским агентством по государственным
резервам.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и
организации:
а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их
потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций
гражданской обороны;
б) создают и содержат запасы;
в) осуществляют контроль за созданием, хранением и
использованием запасов.
Информация о накопленных запасах представляется:
а) организациями — в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в
органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены;
б) органами местного самоуправления — в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
в) федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль
за накоплением, хранением и использованием запасов;
б) создает запасы для оснащения соединений и воинских частей
войск гражданской обороны.
Финансирование
накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Осуществлять иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий
и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации:
- принимают нормативные акты в области
гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций,
находящихся в их ведении и контролируют их выполнение;
- разрабатывают и реализуют планы
гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны,
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых
сил и средств;
- осуществляют меры, направленные на
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время;
- создают и поддерживают в состоянии
постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны;
- создают и содержат в целях
гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских
и иных средств.
Полномочия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны.
Полномочия
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны детализированы в Статьях 8,9 и 10 Федерального
закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, на соответствующих территориях:
1). Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
· организуют проведение
мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы
гражданской обороны и защиты населения;
· осуществляют меры по
поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной
готовности;
· организуют подготовку и
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
· создают и поддерживают в
состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления
гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения
и другие объекты гражданской обороны;
· планируют мероприятия по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений,
необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
·
планируют
мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное
время;
·
создают
и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств.
2). Органы местного
самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
· проводят мероприятия по
гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и
защиты населения;
· проводят подготовку и
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
· поддерживают в состоянии
постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные
сооружения и другие объекты гражданской обороны;
· проводят мероприятия по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы;
· проводят первоочередные
мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное
время;
· создают и содержат в целях
гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты
и иных средств.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации:
- планируют и организуют проведение
мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию
своего устойчивого функционирования в военное время,
- осуществляют обучение своих
работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии
постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях
гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств.
Причем организации, имеющие потенциально опасные производственные
объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое
значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные
формирования и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Порядок
определения таких организаций устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- проходят обучение способам защиты
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий (Положение об организации обучения
населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября
- принимают участие в проведении других
мероприятий по гражданской обороне;
- оказывают содействие органам
государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской
обороны.
Финансирование мероприятий
по гражданской обороне.
Финансирование
мероприятий по гражданской обороне согласно статье 18 Федерального закона «О
гражданской обороне» осуществляется в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расходы
на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на
создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями,
возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Дополнением
данного положения служит Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 года №227
«О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне».
Правительство
постановило, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы
собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав
государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели
в федеральном бюджете.
Расходы,
понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение
мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных
органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с
условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти
цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Расходы
на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение
которых не предусмотрено данным постановлением, финансируются:
бюджетными
учреждениями — в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами
доходов и расходов этих учреждений;
организациями
(за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с
соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, —
путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).