3.1. Исторические предпосылки возникновения
системы гражданской обороны.
Впервые
возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 —1918 гг.,
когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная
наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство
вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха.
Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к
участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных
предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных
налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной
противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.
Местная
противовоздушная оборона — начала закладываться в первые же годы установления
Советской власти.
Первые
мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте
Опираясь на
опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское
правительство, начиная с
В
В следующем
году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение
мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах
угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были
строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и
противохимической защиты.
В
В
утвержденном в
Массовая
подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите
позволила создать к
Таким
образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания
единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к
Несмотря на
то, что самая МПВО существовала начиная с I мировой войны 4 октября
Основными
задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха
и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и
объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением
отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация
первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с
воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание
общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами
власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач
предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов
народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной
обороны.
Штабы, службы
и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных
объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В
таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и
противохимической защите проводились в полном объеме.
Организационная
структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной
частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в
стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с
Для решения
задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые
подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в
городских районах — участковые команды, на предприятиях - объектовые команды,
при домоуправлениях — группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из
расчета: 15 человек от 100 — 300 рабочих и служащих — на предприятиях и в
учреждениях и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях. Участковые
команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты,
как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного,
противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и
обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись
начальнику отделения милиции.
Подготовка
кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения
— через учебную сеть общественных оборонных организаций.
С
В целях
совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков
были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) — для
взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) — для школьников. Внедрение
этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и
Красного Полумесяца.
Важной вехой
на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня
Незадолго до
начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. были завершены создание и
подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны
порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания,
водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов,
светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и
организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг
специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими
ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне
являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах
были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.
Таким
образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по
подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной
обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население
угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с
воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с
местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью
сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к
войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7
октября
22 июня
Важную роль в
мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением
фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля
МПВО в годы
войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн.
человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части
МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Силы МПВО
успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия
более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс.
серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс.
авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО
было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с
частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты
населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев
ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на
города.
В
послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО
неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение
о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь
положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и
организационная структура МПВО.
Появление в
арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов
вынудило в
На МПВО
возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по
противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической
защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками
МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но
общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров
союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в
министерствах и Ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся,
министерства и ведомства.
Наиболее
массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и
районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов
и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.
Были
пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.
Развитие
стратегических ракетно-ядерных сил, а также возросшие возможности средств
доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов необходимость дальнейшего
совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного
хозяйства. В июле
Современный
вид ГО приобрела 19 ноября
Этим же
указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров
(РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный
РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург
(Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск
(Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный
РЦ).
В мае 1993
года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской
обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с
соответствующими структурами большинства стран мира.
10 января
Коренные
изменения в характере военных конфликтов XXI века, средствах вооружения,
социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и
всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.
Гражданская
оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.
Во-первых,
должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо
военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность;
основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного
стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания.
В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной
организации и приобретет самостоятельность.
Во-вторых,
настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в
том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из
направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью,
т.к. части и соединения ГО — это ее самое организованное и боеготовое ядро.
В-третьих, ГО
в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не
только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в
ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем,
кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: «Все, что
делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и
необходимо человеку».
В-четвертых,
она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо
менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за
счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а
накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для
этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.
Вызывает
сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На
наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из
прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты
невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный
вариант.
Видимо,
отпадет необходимость и накапливать, хранить средства индивидуальной защиты для
всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава
формирований, участвующих в спасательных и других неотложных работах, а также
персоналу радиационно- и химически опасных объектов и населению, проживающему в
зонах вероятного заражения (загрязнения).
Исходя из
этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны,
что, естественно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно,
будет более гибкой, рациональной и рачительной. Раз ГО является всенародной,
служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать
все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное
правительство.
В-пятых,
значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской
обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения
должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом
порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.
В следующих разделах главы указаны основы
государственной политики в области гражданской обороны.