2.8.1. Международный Комитет Красного Креста.

 

Одной из главных неправительственных организаций участвующих непосредственно в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС является Международный Комитет Красного Креста (МККА). МККА - это организация с отделениями почти во всех странах мира, основная цель, которой - оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф, во время вооруженных конфликтов и в других ситуациях насилия, несмотря на национальные и идейные границы; предотвращать и облегчать страдания людей. Штаб-квартира этой гуманитарной организации находится в Швейцарии, но Международный Комитет Красного Креста (МККК) имеет международный правовой статус

В своей работе МККК придерживается принципов нейтральности, беспристрастности и независимости и является «хранителем» международного гуманитарного права. Официальная дата образования МККК - 1863 год, Российского Красного Креста - 1867 год.

8 декабря 2005 года страны-участницы Женевских конвенций утвердили дополнительную эмблему МККК - Красный Кристалл. В конференции участвовали 144 из 192 стран-участниц Женевских конвенций. В голосовании приняли участие 125 стран. За принятие новой эмблемы проголосовали 98 стран, против 27.

Проблема возникла из-за израильской службы спасения, которая не признавала существующие эмблемы Красного Креста и использовала в качестве опознавательного знака звезду Давида.

Более - 50 лет продолжались политические баталии по поводу символики МККК. Первая Женевская конвенция еще в 1864 году узаконила символ красного креста в качестве знака отличия военных медицинских формирований, причем Анри Дюнан, основатель этого движения, никогда не вкладывал в эту символику религиозный смысл.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1876 - 78 годов Турция потребовала изменения общепринятой символики, которая «оскорбляла религиозные чувства солдат мусульманского вероисповедания». А вскоре и израильские представители высказались в пользу звезды Давида, отвергнув и крест, и полумесяц. В 1929 году реестр символов МККК пополнился красным львом и солнцем, на принятии которых настаивала Персия, а в 1949 году очередная международная конференция признала, что с символикой произошел явный перебор. На сегодняшний день 176 стран используют символику красного креста и 30 стран — символику красного полумесяца (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Символика Красного Креста и Полумесяца

Описание: emblema1

Национальные общества Красного Креста

Описание: emblema2

Национальные общества Красного Полумесяца

Описание: emblema3

Международный Комитет Красного Креста (МККК)

Описание: emblema4

Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

 

С 2005 года был добавлен третий полноправный символ - ромб. Как говорится в описании, «новая эмблема представляет собой красный контур в форме квадрата, стоящего на одной из вершин, на белом фоне». Этот символ обладает тем же статусом, что и Красный крест и Красный полумесяц, и именуется Красный кристалл.

Описание: Красный Крест, Красный Полумесяц и Красный Кристалл. Изображение с сайта wikipedia.orgОписание: is?SezmmySPOXupRHIO6rMIPshLAR60fdiQk9din4T01JA

Рисунок 2.7 – новые эмблемы МККК

Зарождение Красного Креста.

В 1859 году в северной Италии, вблизи Сольферино, произошло крупное военное сражение, после которого на поле осталось около 40 тысяч убитых и раненых, на которых никто не обращал внимания. Швейцарец Анри Дюнан, который был очевидцем, организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время.

В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название «Международный Комитет Красного Креста». После этого в Европе стали быстро возникать национальные отделения. В итоге в 1864 году в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята известная Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Подписанная делегациями 12 стран, она предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана - Швейцарии - символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

Сегодня участниками движения Красного Креста (Полумесяца) являются:

1. Международный Комитет Красного Креста, который оказывает помощь и защиту жертвам войн и конфликтов и следит за выполнением Женевских конвенций.

Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный Комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный Комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан.

2. Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции.

3. Национальные общества Красного Креста, действующие в 183 странах. В общей сложности они объединяют около 130 млн. человек.

Кроме программ деятельности в военных условиях у Красного Креста есть и мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества - независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста.

4. Лига обществ Красного Креста — объединение национальных организаций, созданное в 1919 году. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

МККК имеет два типа делегаций в различных странах мира:

1) оперативные делегации действуют в одной стране, их внимание сосредоточено на ответных действиях и коррективных действиях. Они занимаются, в основном, предоставлением защиты и помощи, а также превентивной деятельностью в интересах жертв - гражданского населения, лиц, лишенных свободы, раненых и больных - в ситуациях насилия или когда есть угроза возникновения такой ситуации.

2) региональные делегации осуществляют деятельность в нескольких странах; термин «региональная» в этом смысле отражает целый ряд реальных ситуаций в зависимости от конкретных обстоятельств. В целом региональные делегации МККК можно разделить на две категории:

Обе категории выступают в качестве важных систем «раннего предупреждения» в том, что касается политического насилия или назревающего вооруженного конфликта и их возможных последствий в гуманитарном плане. Конечная цель такой организации работы заключается в том, чтобы дать возможность МККК начать действовать заблаговременно, эффективно и правильно, если в стране складывается ситуация внутреннего насилия или начинается вооруженный конфликт.

Реагируя на развитие событий в регионе, региональные делегации часто начинают действовать как оперативные делегации. Подобная гибкость и способность к эволюции дает МККК огромные преимущества в том, что касается оперативных возможностей. Присутствие МККК может осуществляться также в форме офисов и других представительств в зависимости от конкретных обстоятельств или функций, которыми наделен персонал МККК на местах.

Управление по оперативным вопросам осуществляет контроль над деятельностью делегаций и других представительств МККК в различных странах мира, координируя разработку, планирование и финансирование деятельности на местах. Управление, возглавляемое директором, отвечает за то, чтобы работа велась последовательно и на профессиональном уровне, с соблюдением принципов МККК, в соответствии с его политикой и морально-этическим кодексом, оно следит за тем, чтобы делегациям выделялись достаточные ресурсы для выполнения главных задач МККК, не выходя за бюджетные рамки организации.

В административно-управленческих целях деятельность самого Управления организована в соответствии с географическими зонами, в его структуру входят также тематические подразделения и отделы:

К тематическим отделам и подразделениям относятся:

Отдел оказания помощи,

Центральное агентство по розыску и Отдел предоставления защиты,

Подразделение гуманитарной дипломатии,

Подразделение обеспечения безопасности и борьбы со стрессом

Главная цель Красного Креста - прочный мир, то есть - не только отсутствие войны, а сотрудничество между государствами и народами, основанное на уважении свободы, независимости, равноправия и прав человека и справедливом распределении ресурсов.

Основополагающие принципы Красного Креста.

Основополагающие принципы Красного Креста были приняты XX Международной конференцией Красного Креста в 1965 г. и пересмотрены XXV Международной конференцией Красного Креста в 1986 г.

Гуманность. Красный Крест всегда и везде стремится предупредить,  облегчить человеческие страдания. Его цель - защита жизни и здоровья людей, человеческого достоинства, содействие взаимопониманию между народами во имя достижения устойчивого мира.

Беспристрастность. Красный Крест стремится облегчить страдания людей, не делая различий между ними по национальной, расовой и классовой принадлежности, религиозным и политическим убеждениям.

Нейтральность. Организация воздерживается от комментариев при возникновении конфликтных ситуаций и не вмешивается в противоречия политического, религиозного или идеологического характера.

Независимость. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца независимо. Национальные общества, содействуя правительствам своих стран в решении гуманитарных вопросов, сохраняют автономию, чтобы всегда иметь возможность действовать в соответствии с принципами движения.

Добровольность. Помощь Красного Креста основывается на добровольности и безвозмездности.

Единство. В каждой стране может быть только одно Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, которое действует на всей территории страны и открыто для всех ее граждан.

Универсальность. Красный Крест - всемирная организация, в которой все общества равны и несут равную ответственность и обязанности по оказанию помощи друг другу.

Особенности деятельности МККК.

МККК поддерживает диалог со всеми воюющими сторонами и действует в качестве нейтрального посредника, что особенно важно, когда речь идет о военнопленных или лицах, задержанных в связи с вооруженным конфликтом. Деятельность полностью финансируется из добровольных пожертвований, поступающих, главным образом, от государств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В деятельность МККК входят следующие задачи:

посещение военнопленных и лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом;

розыск пропавших без вести;

содействие обмену посланиями между разлученными членами семей;

воссоединение разлученных родственников;

предоставление чистой воды, продуктов и медицинской помощи тем, кто в этом нуждается;

содействие соблюдению международного гуманитарного права (МГП);

мониторинг соблюдения МГП;

участие в развитии МГП.

Методы действий, которые может использовать МККК:

убеждение: конфиденциальные представления соответствующим властям, цель которых заключается в том, чтобы убедить их более строго соблюдать МГП, принять меры и добиться улучшения положения лиц, затронутых вооруженным конфликтом и ситуацией насилия;

поддержка: деятельность, направленная на предоставление помощи компетентным властям для того, чтобы они могли лучше выполнять свои функции и свои обязанности;

замещение: деятельность по предоставлению непосредственных услуг нуждающимся людям, часто вместо отвечающих за такую деятельность властей, если у них нет возможности или желания выполнять свои функции;

мобилизация: деятельность, направленная на то, чтобы убедить третьи стороны оказать влияние на поведение или действия ответственных властей, оказать им поддержку или предоставить непосредственные услуги нуждающимся лицам;

осуждение: публичные заявления относительно нарушений МГП, совершаемых конкретными лицами или органами; такие заявления делаются МККК в исключительных обстоятельствах и направлены на то, чтобы способствовать прекращению подобных нарушений или предотвращению их повторений.

Действия МККК обычно бывают трех типов:

ответные действия: действия, направленные на предотвращение и (или) смягчение непосредственных последствий правонарушений в ситуации, когда картина нарушений только начинает складываться или уже четко проявилась.

коррективные действия: деятельность, направленная на восстановление достойных условий жизни посредством реабилитации, реституции и возмещения ущерба.

действия, направленные на создание приемлемых условий жизни: действия, направленные на создание и (или) сохранение стабильных условий жизни в целом (в политическом, институциональном, социально-культурном и экономическом отношении, которые способствуют полному соблюдению прав отдельного человека.

Более того, сейчас важнее, чем всегда, уметь сочетать местный, региональный и глобальный элементы при проведении анализа ситуаций и обеспечить последовательность гуманитарной деятельности в средне- и долгосрочном плане при определении места и сроков ее проведения.

Координация деятельности многочисленных организаций, работающих в гуманитарной сфере, также является все более сложной и жизненно важной задачей.

Для эффективного и последовательного осуществления соответствующих видов деятельности МККК должен располагать как на местах, так и в штаб-квартире оперативным руководством для координации действий как специалистов широкого, так и узкого профиля, а также многопрофильных бригад, которые определяют политику, осуществляют программы, намечают основные направления деятельности, осуществляют мониторинг и оценку деятельности МККК.

Существует Кодекс поведения МККК и неправительственных организаций при осуществлении операций помощи в случае стихийных бедствий и катастроф. Кодекс является добровольным, его соблюдение обеспечивается «стремлением присоединившейся к нему организации поддерживать изложенные в нем нормы».

Кодекс имеет три приложения с описанием условий работы, которые способствуют эффективному оказанию гуманитарной помощи, и создания которых нам хотелось бы ожидать от принимающих государств, государств -доноров и межправительственных организаций. Право получать гуманитарную помощь и оказывать ее, по этому Кодексу, является основополагающим гуманитарным принципом, и граждане всех стран должны иметь возможность пользоваться этим правом.

Помощь предоставляется независимо от расы, вероисповедания или национальности того, кто ее получает, и без каких-либо различий неблагоприятного характера. Очередность предоставления помощи определяется только потребностями. Относясь с уважением к культуре, внутренней организации и обычаям отдельных групп населения и стран, в которых работает МККК, работа этой организации опирается на местные возможности. Там, где это возможно, МККК осуществляет свою деятельность через местные организации.

Кодекс также гласит, что при оказании гуманитарной помощи необходимо стремиться не только удовлетворить основные потребности, но и снизить уязвимость по отношению к стихийным бедствиям и катастрофам в будущем. Подчеркивается, что лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и катастроф, должны признаваться обладающими достоинством личностями, а не объектом жалости

Формулируя стоящие перед ним задачи, МККК составил стандартный перечень, состоящий из восьми целевых групп, которые можно сгруппировать в две более широкие категории. Они определяются следующим образом:

Жертвы - это отдельные лица или группы населения, пострадавшие прямо или косвенно от сложившейся или возникающей ситуации насилия, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях или насилии. Цель деятельности МККК в отношении подобной категории людей - обеспечить уважение их прав и их защиту и смягчить последствия конфликта и ситуации насилия, в соответствии с положениями MГП и международно-признанными стандартами. МККК выделяет три типа жертв:

1) Гражданское население - все гражданские лица, не принимающие активного участия в военных действиях, чьей физической и психической неприкосновенности, а также человеческому достоинству угрожает опасность или чья физическая и психическая неприкосновенность, а также человеческое достоинство пострадали в результате конфликта или ситуации насилия.

2) Лица, лишенные свободы - все лица, лишенные свободы в связи с конфликтом или ситуацией насилия, например, военнопленные, гражданские интернированные лица и лица, содержащиеся под стражей по соображениям безопасности.

3) Раненые и больные - лица, раненные или заболевшие в ситуации вооруженного конфликта или насилия.

Кроме этого, имеются отдельные лица и организации, которые в силу своей роли или занимаемой должности могут предпринимать непосредственные действия или оказывать косвенное влияние с тем, чтобы сдержать или предотвратить насилие или положить конец нарушениям МГП или основных прав человека и защитить или оказать помощь тем, кто пострадал в результате возникновения проблем гуманитарного характера. МККК может убеждать их изменить образ действий или таким образом использовать свои возможности, чтобы в наибольшей мере обеспечить соблюдение MГП и основных прав человека, а также оказание помощи и предоставление защиты нуждающимся в этом людям. Эта вторая широкая категория включает в себя.

Также Кодекс устанавливает еще ряд понятий.

Власти - политические, гражданские, административные и юридические органы власти, как официальные, так и неформальные.

Вооруженные силы и другие имеющие оружие структуры и лица -вооруженные силы, полиция и силы безопасности, а также все официальные и неофициальные участники вооруженного насилия.

Гражданское общество - граждане и представители гражданского общества. К этой группе принадлежат различные ассоциации, НПО, религиозные лидеры, другие влиятельные личности, молодежь, студенты и научные работники, представители частного сектора и население в целом.

Во всех целевых группах МККК уделяет особое внимание некоторым индивидуальным особенностям и ситуациям, которые усиливают уязвимость жертв. По мере того, как вооруженный конфликт все больше и больше затрагивает гражданское население, вынужденные переселенцы, женщины, дети, старики и представители меньшинств сталкиваются с конкретными проблемами, которые усугубляют их уязвимость.

Все большее количество гражданских лиц подвергаются насильственному перемещению по мере того, как воюющие стороны пытаются получить контроль над территорией. Это делается с тем, чтобы ослабить силы противника, нападая на населенные пункты, население которых, как считается, его поддерживает, или получить доступ к природным ресурсам.

Вынужденным переселенцам (лицам, перемещенным внутри страны) часто приходится покидать дома, оставляя практически все свое имущество, и перебираться в перенаселенные пригородные районы, где они живут в ужасающей нищете, не имея приносящей доход работы, а часто и возможности пользоваться чистой водой, услугами здравоохранения и образования.

Особое внимание уделено детям. МККК устанавливает, что дети должны пользоваться общей защитой, предоставляемой лицам, не принимающим участия в военных действиях, и особой защитой как особо уязвимая группа населения (Женевские конвенции (1949 г.) и Дополнительные протоколы к ним (1977 г.)). Тем не менее, трое из пяти лиц, пострадавших от военных действий, которым оказывает помощь МККК, - это дети. Часто они оказываются беспомощными свидетелями зверств, творимых над их родственниками. Многие из них гибнут, получают ранения или попадают в тюрьму, их разлучают с семьями, насильно заставляют участвовать в военных действиях, вынуждают спасаться бегством и даже забыть, кто они такие.

Женщины и девочки, в основном, сталкиваются с вооруженным конфликтом как гражданские лица, и в этом качестве часто подвергаются насилию. Подобное насилие заключается не только в гибели и травмах, получаемых при нападениях неизбирательного характера и взрывах мин, но также в невозможности получить доступ к элементарным средствам существования и медицинской помощи. Учитывая их статус, важно понять, каким образом воздействует на них ситуация насилия и, следовательно, каким образом можно уменьшить это воздействие в ходе осуществления гуманитарных программ. Стороны в вооруженном конфликте часто прибегают к сексуальному насилию как к средству ведения войны против гражданского населения, и главными жертвами становятся женщины и девочки.

В программах МККК должным образом учитываются конкретные потребности и уязвимость этих групп гражданского населения. Однако МККК в своих действиях стремится использовать комплексный подход и работать в интересах всего населения, затронутого вооруженным конфликтом. Таким образом, ни программы МККК (по защите, предоставлению помощи, превентивным действиям и сотрудничеству с национальным обществами), ни, соответственно, их финансирование не нацелены на предоставление помощи исключительно какой-то одной из упомянутых выше конкретных групп населения. Вот почему для обеспечения наиболее эффективного расходования средств, выделяемых на его программы, МККК привлекает внимание доноров к критериям, определяющим допустимую степень адресности финансирования.

В конце 2001 г. МККК приступил к осуществлению проекта «Пропавшие без вести», целью которого было обратить внимание правительств, руководства вооруженных сил, международных и национальных организаций на трагедию лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, и на страдания их близких. Процесс консультаций, в ходе которого к работе привлекались специалисты из самых разных стран мира, завершился в 2003 г. созывом в Женеве по инициативе МККК международной конференции по проблеме лиц, пропавших без вести и их семей. Конференция, будучи первой конференцией такого типа, стала важным событием (в ее работе приняли участие 350 человек из 86 стран).

Задачи, стоящие перед Конференцией, заключались в том, чтобы рассмотреть все методы предотвращения исчезновений и действий по удовлетворению потребностей семей лиц, пропавших без вести; согласовать общие рекомендации и порядок действий; привлечь внимание правительств, НПО, ООН и соответствующих сегментов общества к необходимости найти решение проблемы лиц, пропавших без вести. С принятием документа «Наблюдения и рекомендации» поставленные задачи были полностью выполнены, что явилось значительной вехой в этом процессе и заложило прочное основание для будущей работы.

Существуют Рекомендации правительствам стран, пострадавших в результате стихийных бедствий или катастроф. Они гласят, что правительства должны признавать и уважать независимый, гуманитарный и беспристрастный характер деятельности МККК, незамедлительно предоставлять доступ к пострадавшим в результате стихийного бедствия или катастрофы, способствовать своевременному поступлению предметов гуманитарной помощи и информации в период стихийных бедствий и катастроф.

Цели и задачи Российского Красного Креста.

Благодаря масштабам своей работы, глобальной сети региональных отделений, обширным международным связям и признанию населения, в настоящее время Российский Красный Крест является ведущей среди неправительственных организаций, занимающихся гуманитарной деятельностью.

Основные цели Российского Красного Креста:

оказание экстренной гуманитарной помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, в вооруженных конфликтах;

оказание медико-социальной помощи представителям незащищенных слоев населения;

пропаганда идей международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца и основ международного гуманитарного права.

Российский Красный Крест сегодня - это:

Служба медицинских сестер милосердия, которые оказывают медико-социальные услуги на дому одиноким престарелым и инвалидам;

оказание гуманитарной помощи наиболее уязвимым слоям населения;

программы помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях;

оперативные спасательные отряды;

подготовка санитарных дружин и санитарных постов;

борьба с особо опасными заболеваниями;

обучение населения приемам оказания первой помощи и правилам ухода за больными;

материальная и юридическая помощь беженцам, вынужденным мигрантам и представителям уязвимых слоев населения;

розыск пропавших без вести во время вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, содействие в воссоединении семей;

пропаганда безвозмездного донорства и здорового образа жизни;

пропаганда идей международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца;

имплементация норм международного гуманитарного права;

привлечение добровольцев и подготовка молодых активистов;

бесплатные столовые для бездомных, беженцев и вынужденных мигрантов;

детские сиротские приюты;

бесплатные центры здоровья и социальной помощи нуждающемуся населению России.