2.7.1. Место и роль личности медицинского работника в службе медицины катастроф при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

 

При рассмотрении личности и роли врача медицинского работника) мы должны осознавать, что чрезвычайная  ситуация для здравоохранения - это обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, учреждений здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также, особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Чрезвычайность ситуации для здравоохранения при широкомасштабных катастрофах состоит в том, что потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности здравоохранения территории в ее удовлетворении. При этом переход от индивидуальной медицины к групповой должен быть обеспечен адекватными организационно-методическими и научно-практическими указаниями и рекомендациями, на основе которых специалисты смогут максимально эффективно выполнять свой профессиональный долг.

Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. Медицинский персонал службы МК должен:

в сжатые сроки диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии;

практически одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных (при сокращенном объеме диагностических и лечебных мероприятий);

при оказании помощи в ЧС проводить медицинскую сортировку пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования;

оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др).

Анализ медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных ЧС, основах оказания экстренной медицинской помощи пораженным, но и об организации такой помощи в необычных условиях деятельности здравоохранения.

Успешное решение задач по организации медицинского обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени во многом определяется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления ВСМК к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего персонала учреждений и формирований службы медицины катастроф, его готовностью выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.

Подготовка по вопросам медицины катастроф стала осуществляться первоначально в ВУЗах последипломного образования (1990 г.), затем и в кадровых медицинских высших учебных заведениях (1992 г.) и средних специальных медицинских учебных заведениях (1995 г.). Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.

Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф особенно ее руководящего состава, занимает кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), преобразованная в 2000 году в институт проблем МК (ИПМК).

В настоящее время обучение кадров службы медицины катастроф и МСГО включает додипломную и последипломную подготовку врачей и фармацевтов, подготовку средних медицинских работников, подготовку медицинских сестер для МСГО и спасателей. Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной.

Нормативно-правовой базой системы подготовки кадров службы медицины катастроф являются:

1) Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.94.;

2) Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.03.;

3) Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 547 от 04.09.03.;

4) «Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов Управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 2004 г.;

5) Приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачей службы медицины катастроф» № 175 от 4.06.97 г.;

6) Междисциплинарная учебная программа «Организация медицинского обеспечения и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 14.05.2004 г.

Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздравсоцразвития России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России № 378 от 23.10.2000 г.). Организационно-техническое обеспечение работы Учебно-методического совета возложено на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф медицинских ВУЗов. На клинических кафедрах предусматривается обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, а темы, касающиеся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучаются на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 до 260 учебных часов. Подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.

В целях совершенствования планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф, направленной на повышение уровня  профессиональных знаний и умений врачей и улучшение качества оказываемой ими медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования проводится усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф по специальным программам.

Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения рассчитаны на 90 и 144 учебных часов.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС  совершенствуются на занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых СМК и МСГО.

Основанием для организации подготовки на местных базах является ежегодно издаваемый соответствующим руководителем здравоохранения (объекта, района, города и др.) приказ об итогах подготовки за текущий год обучения и задачах на новый учебный год. В приложении к приказу указываются все мероприятия, планируемые по подготовке органов управления, учреждений и формирований здравоохранения в течение года, сроки их проведения, ответственные и исполнители.

Основными формами подготовки органов управления здравоохранения являются штабные тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, деловые игры, а для подготовки учреждений и формирований организуются объектовые тренировки и объектовые комплексные учения. Персонал медицинских формирований обучается на теоретических и практических занятиях и на тактико-специальных учениях этих формирований.

Важное значение имеет морально-психологическая готовность персонала учреждений и формирований здравоохранения и СМК к работе в зонах катастроф.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.

Качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении регулярных аттестаций.