2.7.1. Место и роль личности медицинского работника в службе медицины
катастроф при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
При
рассмотрении личности и роли врача медицинского работника) мы должны
осознавать, что чрезвычайная ситуация для здравоохранения - это обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне
(районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью
появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий
жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения
сил и средств службы медицины катастроф, учреждений
здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также,
особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
Чрезвычайность
ситуации для здравоохранения при широкомасштабных катастрофах состоит в том,
что потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности
здравоохранения территории в ее удовлетворении. При этом переход от
индивидуальной медицины к групповой должен быть
обеспечен адекватными организационно-методическими и научно-практическими
указаниями и рекомендациями, на основе которых специалисты смогут максимально
эффективно выполнять свой профессиональный долг.
Работа
медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом
особенностей. Медицинский персонал службы МК должен:
в
сжатые сроки диагностировать поражения на основании сочетания установленных и
вероятных признаков патологии;
практически
одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому
количеству пораженных (при сокращенном объеме диагностических и лечебных
мероприятий);
при
оказании помощи в ЧС проводить медицинскую сортировку пораженных с
использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов
обследования;
оперативно
решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных
факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др).
Анализ
медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей
страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками
знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных ЧС, основах оказания
экстренной медицинской помощи пораженным, но и об организации такой помощи в
необычных условиях деятельности здравоохранения.
Успешное решение задач по организации медицинского
обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени во многом определяется
уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления ВСМК к
работе в экстремальных условиях, состоянием обученности
всего персонала учреждений и формирований службы медицины катастроф, его
готовностью выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.
Подготовка по вопросам
медицины катастроф стала осуществляться первоначально в ВУЗах последипломного
образования (
Начиная
с
В
настоящее время обучение кадров службы медицины катастроф и МСГО включает додипломную и последипломную подготовку врачей и фармацевтов,
подготовку средних медицинских работников, подготовку медицинских сестер для
МСГО и спасателей. Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по
медицине катастроф в Российской Федерации является государственной,
обязательной и непрерывной.
Нормативно-правовой
базой системы подготовки кадров службы медицины катастроф
являются:
1) Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68
от 21.12.94.;
2) Постановление Правительства Российской Федерации «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» №
794 от 30.12.03.;
3) Постановление Правительства Российской Федерации «О
порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
№ 547 от 04.09.03.;
4) «Организационно-методические указания МЧС России по
подготовке органов Управления, сил гражданской обороны и Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
5) Приказ Министерства
здравоохранения РФ «О совершенствовании планирования и организации непрерывной
последипломной подготовки врачей службы медицины катастроф» № 175 от 4.06.97
г.;
6) Междисциплинарная
учебная программа «Организация медицинского обеспечения и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 14.05.2004 г.
Методическое
руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздравсоцразвития
России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины
катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России
(приказ Минздрава России № 378 от 23.10.2000 г.). Организационно-техническое
обеспечение работы Учебно-методического совета возложено на Всероссийский центр
медицины катастроф «Защита».
Основные принципы защиты,
организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и
формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах
медицины катастроф медицинских ВУЗов. На клинических кафедрах предусматривается
обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при
различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, а темы, касающиеся
особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС,
изучаются на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине
катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля
факультета, от 114 до 260 учебных часов. Подготовка студентов медицинских
училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и
направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по
самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.
В целях
совершенствования планирования и организации непрерывной последипломной
подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф, направленной на
повышение уровня профессиональных знаний
и умений врачей и улучшение качества оказываемой ими медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях на центральных и местных учебных базах дополнительного
(последипломного) образования проводится усовершенствование врачей и среднего
медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф по
специальным программам.
Специальная
подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы
гражданской обороны осуществляется на специальных циклах в академиях,
университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы
обучения рассчитаны на 90 и 144 учебных часов.
Полученные
медицинскими специалистами во время обучения знания и умения по оказанию
медицинской помощи пораженным в ЧС
совершенствуются на занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35
учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения,
а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых СМК и МСГО.
Основанием
для организации подготовки на местных базах является ежегодно издаваемый
соответствующим руководителем здравоохранения (объекта, района, города и др.)
приказ об итогах подготовки за текущий год обучения и задачах на новый учебный
год. В приложении к приказу указываются все мероприятия, планируемые по
подготовке органов управления, учреждений и формирований здравоохранения в
течение года, сроки их проведения, ответственные и исполнители.
Основными
формами подготовки органов управления здравоохранения являются штабные
тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, деловые игры, а для
подготовки учреждений и формирований организуются объектовые тренировки и
объектовые комплексные учения. Персонал медицинских формирований обучается на
теоретических и практических занятиях и на тактико-специальных учениях этих
формирований.
Важное значение имеет морально-психологическая готовность персонала учреждений и
формирований здравоохранения и СМК к работе в зонах катастроф.
Изложенная система подготовки
медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В
других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются
службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе
в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.
Качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается
как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при
проведении регулярных аттестаций.