2.6.1. Служба медицины катастроф Минобороны Российской Федерации.

 

В соответствии с требованиями Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации в Минобороны России создана ведомственная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 355 утверждено Положение об этой подсистеме. В ее состав входит Служба медицины катастроф Минобороны России, деятельность которой регламентирована Положением, введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 217.

Предпосылкой к созданию Службы медицины катастроф Минобороны России послужил богатый опыт применения сил и средств медицинской службы Вооруженных Сил по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и за рубежом нашей страны, а также медицинского обеспечения вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Так, при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения в в городах Спитак и Ленинакан силами военных медиков была оказана квалифицированная и специализированная медицинская помощь 6 тысячам пострадавших, то есть каждому третьему пострадавшему.

Оказывая помощь раненым и больным непосредственно в очагах чрезвычайных ситуаций, часто рискуя здоровьем и жизнью, военные медики личным опытом существенно дополнили приобретенные в условиях войны положения военно-медицинской науки и практики; участники таких событий ученые-медики внесли весомый вклад в теорию и прикладные дисциплины медицины катастроф, их творческий труд получил одобрение отечественных и зарубежных научных кругов, правительства страны.

Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, техногенных аварий в Свердловске, Арзамасе, Уфе, землетрясения в Армении и на Сахалине, ликвидации последствий авиакатастроф и террористических актов, опыт применения мощной, часто уникальной военной и военно-медицинской техники показал необходимость создания системы мер, направленных на организацию ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и послужил толчком для проведения научных исследований и организационных мероприятий по созданию системы экстренной медицинской помощи.

Медицинская служба Вооруженных Сил располагает комплектом сил и средств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и для медицинского обеспечения группировки войск, участвующей в боевых действиях локального масштаба.

Не случайно основные положения военно-медицинской доктрины: непрерывность, последовательность и преемственность лечебно-эвакуационных мероприятий, приближение медицинской помощи к пострадавшим, максимальное сокращение этапов эвакуации и ряд других – нашли отражение в единой концепции медицины катастроф.

В основу концепции была положена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения с оказанием медицинской помощи в очаге поражения и немедленной эвакуацией пострадавших в ближайшее стационарное лечебной учреждение. В то же время, при ликвидации последствий крупных катастроф с большим числом пострадавших, обширным районом поражения (землетрясения, наводнения, мощные взрывы) и при отсутствии достаточных условий для быстрой эвакуации пострадавших из зоны поражения система оказания медицинской помощи должна иметь три этапа:

первый этап обеспечивает оказание доврачебной и первой врачебной помощи в очаге;

второй – неотложной квалифицированной и некоторых видов специализированной помощи в медицинских отрядах, развернутых в непосредственной близости от очага поражения;

третий – исчерпывающей специализированной медицинской помощи, лечение и реабилитацию в стационарах гражданских и военных медицинских учреждений.

Общая концепция организации медицинской помощи в очаге массовых санитарных потерь с участием сил и средств медицинской службы Вооруженных Сил РФ выглядит следующим образом:

1.  Для проведения аварийно-спасательных работ в очаге катастрофы привлекаются всевозможные силы и средства, в том числе аварийно-спасательные отряды и команды министерств и ведомств, органов местной власти, штатные и нештатные отряды спасателей и другие формирования.

Медицинская помощь в очаге оказывается в первую очередь самим населением в порядке само- и взаимопомощи.

2.  Для оказания медицинской помощи в очаге наряду с врачебно-сестринскими бригадами, формируемыми лечебно-профилактическими учреждениями и линейными бригадами скорой медицинской помощи, а так же подразделениями гражданской обороны, привлекаются медицинские силы и средства воинских частей и аварийно-спасательных служб видов Вооруженных Сил (прежде всего ВВС и ВМФ). В эту систему включаются подвижные врачебно-сестринские бригады, выдвигаемые из ближайших военно-лечебных учреждений.

Важное значение придается включению в систему оказания помощи в очагах катастрофы аэромобильной десантируемой медицинской группы Воздушно-десантных войск. В труднодоступных районах, при повреждении транспортных коммуникаций эти группы могут сыграть решающую роль в оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пострадавшим.

3.  Основная роль в оказании квалифицированной медицинской помощи при стихийных бедствиях и катастрофах в непосредственной близости от очага поражения возлагается на  медицинский отряд специального назначения.

4.  Межведомственная сопряженная унифицированная система медицинского обеспечения войск предусматривает формирование бригад или групп специализированной медицинской помощи гарнизонных, окружных и центральных военных госпиталях, которые на базе стационарного военного госпиталя или гражданской больницы, расположенных в зоне катастрофы или военного конфликта, могут развернуть этап оказания специализированной медицинской помощи.

5.  Важное значение в системе этапного лечения с эвакуацией по назначению принадлежит поддержанию в постоянной готовности и совершенствованию средств медицинской эвакуации раненых, больных и пострадавших: самолетов типа «Скальпель», вертолетов типа «Биссектриса», военно-санитарных поездов и госпитальный судов. Зарубежный опыт использования госпитальных судов в качестве плавучих госпитальных баз во время войны во Вьетнаме и при проведении операции «Буря в пустыне» показал возможность организовать в этих условиях оказание специализированной медицинской помощи на самом высоком уровне.

6.  Система военной медицины катастроф основывается на серьезной научной и методической базе.

Сформированная на базе военно-медицинской службы и впитавшая в себя все лучшее в ее организации, уровне технической оснащенности, и подготовки военных медиков Служба медицины катастроф Минобороны России по своим целям и задачам, составу и оснащению является одной из основных ведомственных структур, подготовленных к работе в очагах чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени.

Таким образом, Служба медицины катастроф Минобороны России предназначена для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил в мирное и военное время и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

Задачи Службы медицины катастроф Минобороны России:

-  организация и  осуществление медицинского обеспечения войск и населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

-  обеспечение готовности  органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских  частей,  учреждений и нештатных формирований и систем их оповещения к действиям по предназначению в условиях  чрезвычайных ситуаций;

-  сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного  характера  по  предупреждению  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

-  прогнозирование и  оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуации;

-  организация взаимодействия органов военного управления Службы с органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ВСМК;

-  создание и рациональное использование медицинских  и  материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы в чрезвычайных ситуациях;

-  организация научно-исследовательских работ по проблемам медицины катастроф в научно-исследовательских организациях медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая вероятность в современных условиях возникновения террористических актов, схожесть их медико-санитарных последствий с медико-санитарными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (массовость санитарных потерь, сочетанность и комбинированность травм), Служба медицины катастроф Минобороны России также может участвовать в ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов.

В установленном порядке силы и средства Службы могут привлекаться для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов на объектах экономики и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшему гражданскому населению Российской Федерации.

К силам и средствам Службы медицины катастроф Минобороны России относятся: в соответствии с Положением о Службе медицины катастроф Минобороны России в состав сил и средств Службы входят органы военного управления, штатные медицинские учреждения, предназначенные (ориентированные) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и формирования медицины катастроф на базе медицинских воинских частей и учреждений:

-  врачебно-сестринские бригады;

-  бригады специализированной медицинской помощи;

-  подвижные группы специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений.

На федеральном уровне в Службу входят:

– органы военного управления:

а) ГВМУ МО РФ; медицинская служба видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Минобороны России;

б) органы повседневного управления – оперативный дежурный ГВМУ МО РФ;

в) временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций – оперативная группа ГВМУ МО РФ по организации ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

-     медицинские воинские части, учреждения, подчиненные начальнику Главного военно-медицинского управления Минобороны России, предназначенные (ориентированные) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; подразделения и формирования медицины катастроф медицинских воинских частей, учреждений, подчиненных начальнику ГВМУ МО РФ; резервные койки клиник Военно-медицинской академии, главного и центральных военных клинических госпиталей; запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов; воздушные (операционно-реанимационный эвакуационный самолет), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений) эвакуационные средства, используемые в интересах Службы;

на межрегиональном и региональном уровнях:

-     постоянно действующие органы военного управления – медицинская служба военных округов (флотов), видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил;

-     медицинские воинские части, учреждения военных округов, предназначенные (ориентированные) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; формирования медицины катастроф медицинских воинских частей, учреждений, подчиненных медицинской службе военных округов (флотов), видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил; резервные койки военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, флотов); запасы текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов); воздушные, морские (госпитальные суда флотов) медицинские эвакуационные средства, наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений), используемые в интересах СМК МО РФ (табл. 2.3);

Таблица 2.3 - Госпитальные суда, предназначенные для эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях

Пункт

базирования

Название

Кол-во

Год

выпуска

Водоизмещение

(тонн)

Количество мест

Состояние

СФ г.

Североморск (Мурманск-57)

«Свирь»

1

1989

11,5

(8,5 -без экипажа)

эваковместимость 450 чел. или профилакторий на 200 коек или госпиталь на 100 коек

Способен выйти в море, требует среднего ремонта

ТОФ

г. Владивосток

«Обь»

1

1980

11,5

(8,5 -без экипажа)

эваковместимость 450 чел. или профилакторий  на 200 коек или госпиталь на 100 коек

Выход в море на буксире, требует капитального ремонта

ТОФ

г. Владивосток

«Иртыш»

1

1990

11,5

(8,5 -без экипажа)

эваковместимость 450 чел. или профилакторий  на 200 коек или госпиталь на 100 коек

Способен выйти в море, требует среднего ремонта

ЧФ

г. Севастополь

«Енисей»

1

1980

11,5

(8,5 -без экипажа)

эваковместимость 450 чел. или профилакторий  на 200 коек или госпиталь на 100 коек

Способен выйти в море, требует среднего ремонта

Итого:

 

4

 

 

1800/800/400

 

 

на муниципальном уровне:

дежурные силы и средства медицинской службы; формирования медицины катастроф гарнизонных медицинских воинских частей, учреждений; резервные койки гарнизонных военных госпиталей; запасы текущего медицинского имущества медицинских складов; медицинские эвакуационные средства: штатные санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений, транспортные средства, выделяемые начальником гарнизона;

на объектовом уровне:

медицинская служба и санитарный транспорт воинских частей и организаций (военных объектов).

Режимы функционирования Службы медицины катастроф Минобороны России.

Для Службы установлены следующие степени готовности: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности предусматривает:

-     укомплектование состава воинских частей, подразделений и формирований, предназначенных (ориентированных) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с перечнем специалистов;

-     составление (уточнение) схемы оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;

-     укомплектование (доукомплектование) необходимым имуществом, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного освежения;

-     специальную теоретическую и практическую подготовку личного состава;

-     анализ профильной обстановки (санитарно-эпидемической, химической, радиационной) и учет потенциально опасных объектов;

-     освоение новых методов диагностики, оказания неотложной медицинской помощи;

-     установление связи и взаимодействия с профильными учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об обстановке в районе (зоне) ответственности.

Режим повышенной готовности предусматривает:

-     оповещение и сбор по сигналу личного состава воинских частей, подразделений и формирований, предназначенных (ориентированных) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

-     уточнение наличия и готовности личного состава к возможному убытию к месту назначения;

-     доведение до личного состава перечня мероприятий, проводимых при введении режима повышенной готовности;

-     проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;

-     согласование порядка передислокации предназначенных к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций медицинских воинских частей, подразделений и формирований к месту назначения;

-     сбор, анализ предварительной информации и прогнозирование обстановки в районе чрезвычайной ситуации;

-     установление связи и взаимодействия с профильными учреждениями и научно-исследовательскими институтами Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти с целью получения информации об обстановке в районе (зоне) ответственности и выработке совместных решений по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:

-     оповещение личного состава воинских частей, подразделений и формирований, предназначенных (ориентированных) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, о поступившей команде;

-     передислокацию в зону чрезвычайной ситуации;

-     доклад начальнику оперативной группы Главного военно-медицинского управления Минобороны России (военного округа), получение информации об обстановке в районе (зоне) чрезвычайной ситуации и указаний по медицинскому обеспечению прибывших для участия в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации воинских частей;

-     развертывание функциональных подразделений медицинских воинских частей, организация работы формирований медицины катастроф на базе медицинских учреждений, в приспособленных помещениях или палатках;

-     выполнение задач по предназначению;

-     подготовку и представление начальнику оперативной группы и начальнику военно-медицинского учреждения – формирователя докладов о динамике и прогнозе развития очага, заболеваемости и физическом состоянии личного состава частей, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, проводимых лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятиях, нуждах и проблемных вопросах.

Организация работы формирований медицины катастроф

Обеспечение готовности формирований медицины катастроф к действиям по предназначению возлагается на руководителей медицинских воинских частей, учреждений – формирователей.

В обязательном порядке предусматривается создание дублирующего состава формирований медицины катастроф. Ответственным за подготовку бригад (групп) основного и резервного состава назначается начальник профильного отдела (отделения) медицинской воинской части, учреждения.

Расчет, поименный состав, порядок оповещения, сбора и организация работы формирований медицины катастроф, их задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях дежурному по учреждению.

Для обеспечения работы формирований медицины катастроф в структурных подразделениях, от которых в состав указанных формирований выделяется личный состав, исходя из возложенных функциональных обязанностей, заблаговременно подготавливается необходимый комплект формализованных документов, справочных, расчетно-аналитических и иных материалов, определяется порядок комплектования, хранения, освежения, содержания в готовности к применению и выдачи укладок медицинского имущества для работы бригады (группы).

Расчет содержания формирований медицины катастроф

В состав формирований медицины катастроф входят военнослужащие и лица гражданского персонала медицинских воинских частей и учреждений, предусматривается основной и дублирующий состав. Состав  формирований определяется приказом начальника медицинского воинского учреждения из расчета:

1) врачебно-сестринские бригады в составе 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сестер), с выделением для обеспечения их работы санитарного автомобиля. Врачебно-сестринские бригады создают из расчета:

в гарнизонных и базовых военных госпиталях до 200 коек – одна бригада; от 200 до 400 коек – две бригады; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек – одна бригада;

2) бригады специализированной медицинской помощи: в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-медицинских учебных заведений в составе 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-4 медицинские сестры);

В соответствии со спектром поражающих факторов и диапазоном поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера формировать следующие бригады специализированной медицинской помощи:

- травматологическая;

- торако-абдоминальная;

- нейрохирургическая;

- комбустиологическая;

- офтальмологическая;

- оториноларингологическая;

- челюстно-лицевая;

- урологическая;

- анестезиологии и реанимации;

- общетерапевтическая;

- инфекционная;

- психиатрическая;

- терапевтическая радиологическая;

- детоксикационная.

Бригады специализированной медицинской помощи хирургического профиля должны состоять из 6 медицинских работников, представленных двумя врачами-специалистами и четырьмя медицинскими сестрами по профилю, кроме офтальмологической, отоларингологической и челюстно-лицевой бригад, в состав которых входит один врач-специалист и две медицинские сестры по профилю.

Учитывая особую тяжесть состояния пострадавших с сочетанными ожогами кожных покровов, органов дыхания и зрения, камбустиологическая бригада должна состоять из: 3-х камбустиологов, 3-х анестезиологов, 3-х операционных сестер и 3-х сестер-анестезистов.

В связи с вовлечением в патологический процесс при травмах и ожогах практически всех органов и систем организма, бригады специализированной медицинской помощи общетерапевтического профиля должны состоять  из следующих специалистов: терапевта-гастроэнтеролога, терапевта-пульмонолога, терапевта-кардиолога, врача-невропатолога и 8 процедурных медицинских сестер.

В инфекционную бригаду должны входить два врача-инфекциониста и четыре медицинские сестры по профилю.

В психиатрическую  бригаду должны входить два врача психиатра и четыре медицинские сестры.

В радиологическую бригаду должны входить врач-радиолог и две медицинские сестры по профилю.

В детоксикационную бригаду должны входить два врача-токсиколога и четыре медицинские сестры.

Перечень и количество формирований медицины катастроф в военных госпиталях, подчиненных начальнику Главного военно-медицинского управления Минобороны России,  военных госпиталях видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил, окружных военных госпиталях, определяется начальником ГВМУ МО РФ. При необходимости по решению начальника медицинской службы вида (рода) войск, военного округа (флота), начальника медицинского воинского учреждения, подчиненного начальнику ГВМУ МО РФ возможно увеличение количества формируемых бригад.

3) подвижные группы специалистов создаются в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора центрального уровня из 10-12 специалистов (врачей, инженеров и лаборантов), в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора округов (флотов) – из 8-10 специалистов (врачей, инженеров и лаборантов), в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах – из 4-6 специалистов (врачей и лаборантов) с выделением для организации их работы необходимого медицинского имущества и специальной техники.

Возглавляет бригаду (группу) старший бригады (группы), который назначается из числа наиболее квалифицированных и подготовленных специалистов.

Предназначение формирований медицины катастроф

Формирования предназначены:

-     врачебно-сестринские бригады – для оказания первой врачебной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на границе очага чрезвычайной ситуации и их эвакуации в лечебные учреждения;

-     бригады специализированной медицинской помощи – для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на базе медицинских отрядов специального назначения, военно-лечебных учреждений, медицинских учреждений Минздравсоцразвития России, осуществляющих массовый прием раненных и пораженных из очага чрезвычайной ситуации;

-     подвижные группы специалистов – для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск, членов семей военнослужащих, жителей военных городков.

При возникновении ЧС ФСМК поступают в оперативное подчинение медицинской службы органов военного управления соответствующего уровня.

Оснащение формирований медицины катастроф медицинским имуществом

Медицинское имущество формирований должно заблаговременно накапливаться в учреждениях-формирователях за счет имущества текущего снабжения, своевременно освежаться, подвергаться техническому и метрологическому обслуживанию и находиться в готовности к использованию в любой момент.

Для первоначального обеспечения работы формирований медицины катастроф предусматривается только специфическое инвентарное медицинское оснащение, диктуемое характером деятельности специалистов конкретных бригад (групп) и ограниченный ассортимент расходного медицинского имущества, который отсутствует в усиливаемых лечебных учреждениях. Дальнейшее обеспечение лекарственными средствами, перевязочными и шовными материалами и другими видами имущества осуществляется в плановом порядке за счет заранее создаваемых запасов Минздравсоцразвития России и Минобороны России исходя из реальной потребности.

В последние годы перед медицинской службой Вооруженных Сил ряда государств – членов ООН, в том числе и перед медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации, актуальной становится задача медицинского обеспечения войск в миротворческих операциях, проводимых как на своей территории, так и на территории других стран.

При создании системы медицинского обеспечения объединенной группировки войск должны соблюдаться ряд организационных принципов:

комплексность с опорой на медицинские части и учреждения военных округов (флотов), функционирующих по территориальному принципу;

универсальность медицинской службы по срокам готовности и специфике действий в мирное и военное время;

адаптируемость сил и средств медицинской службы в организационном и функциональном плане к основным компонентам сил немедленного реагирования и быстрого развертывания.

Специфика характера и способов действий войск при проведении операций по поддержанию мира требует наличия в их составе специальных медицинских формирований постоянной готовности, подготовленных к работе по оказанию медицинской помощи в этих специфических условиях службы и ведения боевых действий.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций в рамках системы резервных соглашений ООН Россия взяла на себя обязательства по направлению по запросу ООН военного госпиталя 3-го уровня по стандартам ООН для участия в миротворческих операциях.

Планирование участия российской стороны в миротворческих операциях ООН является, с одной стороны, выражением высокой оценки уровня оказания медицинской помощи военными медиками, а с другой стороны – накладывает определенные обязательства на российскую сторону для поддержания авторитета российской военной медицины на международном уровне и престижа страны.

В качестве такого госпиталя будет использоваться один из медицинских отрядов специального назначения. Главным военно-медицинским управлением Минобороны России ведется работа по приведению отряда в соответствие со стандартами ООН.

Кроме того, расширение спектра угроз терроризма до применения биологических, токсикологических агентов и радиоактивных веществ обусловило потребность иметь в Вооруженных Силах медицинскую часть, способную действовать при возникновении санитарных потерь в этих очагах поражения.

Поэтому на фондах 3 ЦВКГ им. А.А.Вишневского был создан 220 медицинский отряд специального назначения (подчинен начальнику ГВМУ МО РФ), на который возложены следующие задачи:

развертывание отряда в качестве многопрофильного военного госпиталя для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в вооруженном конфликте;

оказание медицинской помощи пострадавшим из очагов радиационного, химического и бактериологического заражения;

установление этиологии биологического поражения, проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах радиационного, химического и бактериологического заражения в интересах медицинской службы, определение мер медицинской защиты, профилактики, антидотного и этиотропного лечения пострадавших.

На современном этапе развития Вооруженных Сил штатными мобильными формированиями медицинской службы являются медицинские отряды специального назначения, предназначенные для развертывания в зоне боевых действий объединенной группировки войск в условиях локального (в т.ч. приграничного) вооруженного конфликта, а также в период ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф вблизи очагов массовых санитарных потерь, возникших в районах размещения войск и военно-стратегических объектов с целью оказания пострадавшим и больным квалифицированной (при соответствующем усилении – и специализированной) медицинской помощи, их временной госпитализации, лечения и подготовки к эвакуации в лечебные учреждения Вооруженных Сил,  Министерства здравоохранения Российской Федерации и других ведомств для последующего окончательного лечения и реабилитации.

Отряд может развертываться также в районах возникновения массовых санитарных потерь среди населения в ходе мероприятий, проводимых МЧС России.

По своей сути отряд - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, который имеет все необходимое для развертывания стационара на 100 коек, автономное энергопитание, связь, медицинское имущество и другие материальные средства для автономной работы в течение 5 суток и может быть в кратчайшие сроки развернут для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в том или ином регионе страны и за рубежом. Более подробно структура и организация работы отряда рассмотрена в следующих разделах учебника.

Опыт участия сил и средств Службы медицины катастроф Минобороны России в медицинском обеспечении локальных вооруженных конфликтов, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов показал высокую эффективность Службы, способной оперативно реагировать на любые критические ситуации.

Так, в период восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике 1994-1996 гг. и в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в 1999-2002 гг. для оказания квалифицированной медицинской помощи раненым и больным в состав группировки войск были включены медицинские отряды специального назначения военных округов.

Основными особенностями деятельности медицинских отрядов специального назначения в этих операциях можно считать:

развертывание отрядов в непосредственной близости от боевых порядков войск позволило обеспечить оказание квалифицированной хирургической помощи;

широкое использование вертолетов для эвакуации раненых из медицинских отрядов специального назначения позволило сократить сроки их временной госпитализации до 1,5-2 суток;

оснащение медицинских отрядов специального назначения современной диагностической аппаратурой (рентгеновские аппараты, аппараты УЗИ и т.п.) позволило существенным образом улучшить диагностический процесс при оказании квалифицированной хирургической помощи.

Приближение первой врачебной помощи к боевым порядкам войск, появление на этапе медицинских рот полков врачей с первичной подготовкой по хирургии и анестезиологии позволило эффективно осуществлять мероприятия первой врачебной помощи как центрального звена догоспитальной помощи и адекватно готовить раненых к эвакуации в военные госпитали первого эшелона.

Так, при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации за период с августа1999 г. по конец 2000 года на лечение в МОСНы поступили около 16 000 человек (в т. ч. с ранениями – 3 535 человек), произведено 3 633 оперативных вмешательства (из них 747 – сложных).

В соответствии с Резолюцией Совета безопасности ООН от 10 июня 1999 г. № 1244, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 июня 1999 г. № 262-СФ, Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 г. № 822с, в период с июля 1999 г. по март 2003 г. 21 МОСН Московского военного округа в составе российской воинского контингента KFOR выполнял миротворческую миссию в Косово (Союзная Республика Югославия).

МОСН содержался по временному штатно-должностному расчету численностью 75 военнослужащих. Пропускная способность отряда – 150 раненых и больных в сутки, коечная емкость госпитального отделения – 30 коек.

Квалифицированная и специализированная помощь оказывалась военнослужащим российского воинского контингента, местному населению края Косово, а также сотрудникам миссии ООН в Косово. Всего за период работы МОСН специалистами госпиталя оказана медицинская помощь более 25 000 человек, из которых 3 000 пролечены стационарно. Выполнено более 1 400 хирургических операций, из них более 400 – сложных.

Высокий профессионализм медицинского состава отряда и уровень оказания лечебно-диагностической помощи высоко оценены местным населением края Косово, сотрудниками МООНК, внесли весомый вклад в повышение престижа Российской Федерации на международном уровне.

Медицинская служба Вооруженных Сил принимала участие в ликвидации медицинских последствий террористического акта 1 сентября 2004 г. в средней школе № 1 г. Беслана (Республика Северная Осетия). Привлечено 40 врачей, 31 человек из числа среднего медперсонала, 21 водитель, выделялось 18 ед. техники. Были приведены в готовность силы и средства службы медицины катастроф медицинских учреждений центрального подчинения, предусмотрены резервные койки на случай массового поступления пострадавших. Осуществлена эвакуация раненых военнослужащих силовых структур санитарным автотранспортом в 236 ВГ (г. Владикавказ) и санитарным самолетом Ан-72 в госпитали центра (1 – в ГВКГ им. Н.Н.Бурденко и 10 человек – в 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского).

Имеется опыт участия и медицинского отряда Минобороны России в оказании гуманитарной помощи пострадавшим от стихийных бедствий за рубежом Российской Федерации.

Так, стихийное бедствие вследствие цунами, постигшее страны Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Индия, Индонезия), в декабре 2004 г., повлекло за собой огромные разрушения и массовые жертвы среди мирного населения (по разным оценкам, приведенным в средствах массовой информации – свыше 200 000 человек).

Мировое сообщество широко откликнулось на происшедшую катастрофу и приняло меры к оказанию гуманитарной помощи пострадавшим государствам. Решением Президента Российской Федерации в район стихийного бедствия был направлен 183 медицинский отряд специального назначения Приволжско-Уральского военного округа, группы медицинских специалистов для его усиления из военно-медицинских учреждений центрального подчинения, Московского военного округа и Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург).

В кратчайшие сроки были изучены и проанализированы медико-географическая характеристика района предназначения, санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка; военно-политическая ситуация на о. Суматра (активное повстанческое движение на севере острова); временные показатели от момента природного катаклизма до прибытия отряда в район бедствия, определяющие характер и структуру возможных санитарных потерь.

Исходя из проведенного анализа и прогноза санитарных потерь принято решение о перепрофилизации отряда. Не выходя за штатную численность отряда, введены взамен двух хирургов и двух врачей анестезиологов-реаниматологов – врач-гигиенист, врач-эпидемиолог 1026 ЦГСЭН, два врача-инфекциониста. Взамен медицинской сестры приемного отделения и операционной сестры хирургического отделения – два лаборанта бактериологической лаборатории 1026 ЦГСЭН.

Оптимизирована принципиальная схема  развертывания отряда.

Предусмотрено выделение потоков соматических больных, инфекционных больных, ООИ, сохранив при этом возможность оказания квалифицированной хирургической помощи.

К исходу 17 января было завершено полностью развертывание всех функциональных подразделений для работы в автономном режиме.

Запасы материальных средств, питьевой воды были созданы из расчета на один месяц работы, запасы расходного медицинского имущества – на три месяца работы. С целью обеспечения постоянного и переменного состава свежим хлебом и доброкачественной водой были приданы отделение полевого механизированного хлебозавода и 5 полевых водоочистительных установок ПВУ-300 производительностью 300 литров воды в час каждая.

Проведен комплекс мероприятий по защите личного состава отряда от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды (климатические условия, змеи, кровососущие насекомые) и профилактике брюшного тифа, гепатита, холеры, малярии.

За период работы отряда (с 15 января по 19 февраля 2005 года):

-       осмотрено 4 000 человек;

-       проведена вакцинация пострадавших 2 120 человек;

-       амбулаторная помощь оказана 1 418 человек;

-       всего госпитализировано на стационарное лечение из числа наиболее пострадавших 87 человек, из них 16 инфекционных больных;

-       выполнено 187 хирургических вмешательств.

Опыт участия сил и средств Службы медицины катастроф Минобороны России в медицинском обеспечении войск в локальных вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях за рубежом Российской Федерации (Косово, Союзная Республика Югославия), в ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий (разрушительное цунами в Индонезии в 2004 г.), террористических актов (г.Беслан, республика Северная Осетия, захват 1 сентября 2004 г.средней школы № 1) определил основные направления развития Службы:

1. С целью оптимизации работы формирований медицины катастроф Главным военно-медицинским управлением Минобороны России разработана Методика «Организация работы формирований Службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (указания начальника ГВМУ МО РФ от 28 декабря 2007 г. № 161/1/4/8889).

Данной методикой оптимизирован состав формирований медицины катастроф, определены задачи, оснащение, порядок формирования, подготовки и организация их работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Важным направлением развития Службы является техническое переоснащение медицинских отрядов специального назначения современными образцами медицинской техники.

Анализ результатов работы, проведенной специалистами военно-медицинских ведомств большинства стран по поиску новых, экономически выгодных подходов к организации оказания медицинской помощи раненым в ходе боевых действий, а также пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного времени, свидетельствует, что приоритет в развитии средств развертывания этапов медицинской эвакуации должен быть отдан созданию и совершенствованию каркасных палаток секционно-модульной конструкции различного типа, сборно-разборных сооружений, модульных конструкций и контейнеров, перевозимых грузовыми автомобилями-контейнеровозами и вертолетами и предназначенных для размещения в них полевых госпиталей. В настоящее время существует целый ряд разработок различных типов мобильных госпиталей, созданных в США, Италии, Германии, Франции, Швеции и т.д. и используемых в районах возникновения чрезвычайных ситуаций.

В нашей стране для выполнения стоящих задач и оказания раненым, больным и пораженным квалифицированной медицинской помощи в полном объеме с использованием современного медицинского оборудования в полевых условиях также разработаны и изготовлены мобильные медицинские комплексы на базе кузовов-контейнеров переменного и постоянного объемов (предперевязочная, перевязочная, предоперационная, операционная, реанимационная, модуль интенсивной терапии, подвижный комплекс врачебной помощи, комплекс операционно-реанимационный подвижный, модуль лабораторно-диагностический, аптека медицинская МОСН, мобильный комплекс технического обеспечения МОСН и др.).

Использование кузовов-контейнеров для развертывания операционно-реанимационного отделения и других подразделений медицинских отрядов специального назначения значительно улучшит условия работы медицинского персонала и позволит сократить продолжительность подготовки к работе после прибытия в район предназначения. Мобильные медицинские модули могут развертываться как на транспортной базе, так и со снятием с транспортной базы и установкой на грунт, оснащены системами освещения, отопления, принудительной вентиляции (обычной и специальной – от фильтровентиляционной установки), кондиционирования воздуха, горячего и холодного водоснабжения, сбора использованной воды, снабжения медицинскими газами, аварийного электроснабжения, гидравлическими погрузочно-разгрузочными устройствами (ГПРУ), медицинской аппаратурой, оборудованием, имуществом, медицинскими инструментами, наборами, комплектами и другим расходным имуществом согласно утвержденной описи. Предназначены  для эксплуатации в районах с температурой внешней среды от - 50 оС до + 50 оС.

В соответствии с «Комплексной программой переоснащения ВС РФ до 2015 года» будут переоснащены все медицинские отряды специального назначения полным комплектом разработанных медицинских и обеспечивающих модулей.

3. Применение новых технических средств, медицинского оборудования, новых технологий оказания медицинской помощи, новых уровней автономности, мобильности, изменение (как правило, расширение) видов и объемов медицинской помощи ведет к необходимости уточнения и оптимизации организационно-штатной структуры медицинских отрядов специального назначения.

Опыт войн и локальных вооруженных конфликтов показал, что начальникам медицинских служб дивизий, округов необходимо иметь в составе омедб, МОСН, аэромобильных госпиталей такое подразделение, которое они могли бы оперативно использовать с целью обеспечения своевременности и непрерывности оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи, высвобождения от нетранспортабельных раненых и больных при перемещениях вслед за войсками, усиления медицинской службы полков и других медицинских частей и подразделений.

Включение в состав МОСН подвижных медицинских групп, способных при автономном развертывании осуществлять прием раненых и больных, оказание им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи с последующей эвакуацией по назначению до прибытия и развертывания основных подразделений отряда, может значительно расширить возможности МОСН, практически исключить необходимость неэффективного дробления основных подразделений и потерь времени на перемещение.

В настоящее время мобильное подразделение имеется только в организационно-штатной структуре отдельного медицинского батальона мотострелковой дивизии – медицинский взвод. Подвижными единицами в медицинском взводе омедб являются две автоперевязочные АП-2 и два грузовых автомобиля. Такое решение было принято как временное, до поступления на оснащение медицинской службы нового подвижного операционно-реанимационного комплекса, соответствующего по объему оказываемой медицинской помощи задачам медицинского взвода омедб. Как известно, автоперевязочные АП-2 для оказания квалифицированной медицинской помощи не предназначены.

Эту задачу можно решить, наряду с оснащением медицинских отрядов специального назначения операционно-реанимационным отделением (ОРО) нового состава на базе кузовов-контейнеров, взамен отделения в палатках, - заменой двух автоперевязочных АП-2 подвижным комплексом врачебной помощи ПК-ВП, уточнив организационно-штатную структуру МОСН, создав подвижную (мобильную) хирургическую группу (ПХГ) в составе ПК-ВП и КОРП-01 со штатом, необходимым для их функционирования и задачами, аналогичными медицинскому взводу омедб. ПХГ целесообразно включить или в штат хирургического отделения, или в состав основных подразделений, подчинив начальнику отряда для использования по обстановке, а при работе ПХГ на одной площадке с отрядом придавать ПК-ВП приемно-сортировочному отделению, а КОРП - на усиление ОРО.

Требуется обеспечить все возрастающее количественно и усложняющееся транспортное, энергетическое, диагностическое и лечебное техническое оснащение профессиональными инженерно-техническими кадрами, дополнив к имеющимся начальнику инженерно-технической службы, инженеру и технику двух техников (по кислородно-газовой аппаратуре и по ремонту и эксплуатации сосудов высокого давления) для обслуживания и текущего ремонта многочисленной сложной электронной, электрической, пневматической, механической аппаратуры и техника по обслуживанию и текущему ремонту приборов и оборудования медицинского назначения. Сегодня регулировкой, обслуживанием, даже ремонтом медицинской аппаратуры занимаются врачи, средний медперсонал, персонал аптеки и некоторые водители. Все они не имеют специального образования, допусков к работе с такой техникой, условий для такой работы.

4. Решение задач по техническому переоснащению медицинских отрядов специального назначения и оптимизации их организационно-штатной структуры невозможно без проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах медицины катастроф.

Таким образом, участие военной медицины в ликвидации последствий катастроф становится ныне закономерной и значительной частью общегосударственной деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению.