2.4.1. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф.

 

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» (с изменениями от 13 августа 1997 г., 5 апреля 1999 г., 26 июля 2004 г.) и Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций» регулируются моменты функционирования службы, а именно: Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями комиссии ЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» ВСМК функционально объединяет силы и средства, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций независимо от их ведомственной принадлежности, организует их взаимодействие и координирует их деятельность, ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы управления, формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства с входящими в их состав профессиональными и нештатными аварийно-спасательными медицинскими формированиями, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, кинологического центра федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна», а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД, Российской академии медицинских наук с входящими в их состав профессиональными и нештатными аварийно-спасательными медицинскими формированиями и ОАО «РЖД», других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях. На каждом уровне служба имеются органы управления, формирования и учреждения. Руководителем Службы является Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:

1)              Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями;

2)              Федеральное медико-биологическое агентство;

3)              Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

4)              Федеральный центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и учреждениями Роспотребнадзора и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

5)              ГВМУ и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

6)              силами и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

7)              учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, Российской академии медицинских наук, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования (медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров гигиены и эпидемиологии, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК), клинические базы Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Организация ВСМК федерального уровня

 

Межрегиональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

1)              филиалами ВЦМК «Защита» (МРЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

2)              межрегиональными центрами гигиены и эпидемиологии по чрезвычайным ситуациям в Москве и Новосибирске и центрами гигиены и эпидемиологии регионального уровня с входящими в них формированиями;

3)              формированиями на межрегиональном уровне Минобороны, МВД, МЧС России и ОАО» РЖД» России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Организация ВСМК межрегионального уровня

 

Региональный уровень ВСМК (в масштабе территории субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

1)              территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

2)              центрами гигиены и эпидемиологии территориального уровня с входящими в них формированиями;

3)              нештатными формированиями ВСМК;

4)              формированиями Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

5)              клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Организация ВСМК регионального уровня

 

Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов, муниципальных образований) включает:

1)              центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

2)              центры гиены и эпидемиологии в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

3)              формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, ОАО «РЖД» России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравсоцразвития России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

4)              лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Организация ВСМК муниципального уровня

 

Локальный уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

1)              должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

2)              медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

3)              лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Организация ВСМК локального уровня

 

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется региональному, муниципальному и локальному (объектовом) уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

На всех уровнях ВСМК на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.

В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования ВСМК: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.

Непосредственно при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности. Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которая должна обеспечить:

1)              разработку научно-методических принципов деятельности Службы;

2)              подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы (Приказом Минздрава РФ от 23 марта 2001 г. № 82 организован на функциональной основе на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития РФ Институт проблем медицины катастроф);

3)              разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;

4)              руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ. Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается: в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, - за счет средств федерального бюджета; на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав Службы; резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации; резерв местного уровня - за счет средств местного бюджета; объектовый резерв - за счет собственных средств организации. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.