1.7. Аварийно-спасательная служба. Статус
спасателя и приравненных категорий.
определяет
общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории
Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами
государственной власти, органами местного самоуправления, а также
предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями,
должностными лицами и гражданами Российской Федерации;
устанавливает права,
обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной
политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан
Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов
их семей.
Для
реализации положений закона в главе 1 закреплены основные понятийные термины
характеризующие деятельность аварийно-спасательной службы.
Аварийно-спасательная служба -
это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения
задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально
объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные
формирования.
Аварийно-спасательное формирование -
это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы
структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу
которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель -
это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение
аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы -
это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите
природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций
и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия
характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы
характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти
работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации
чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему
обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в
чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий,
минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
Статус спасателей -
это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством
Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности
статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в
проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой
их жизни и здоровью.
Аварийно-спасательные средства -
это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе
специализированные средства связи и управления, техника, оборудование,
снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы
по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы
данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные
для проведения аварийно-спасательных работ.
Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и
спасателей
Основными принципами
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
принцип гуманизма и
милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения
здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия
руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными
формированиями;
принцип оправданного
риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и
неотложных работ;
принцип постоянной
готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к
оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их
ликвидации.
Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным
работам
относятся:
поисково-спасательные,
горноспасательные,
газоспасательные,
противофонтанные работы,
связанные с тушением пожаров,
по ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
другие, перечень которых
может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Задачи аварийно-спасательных служб
Основными
задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований,
которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
поддержание органов
управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций
и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль
за готовностью
обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных
ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в
соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные
службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке
планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных
ситуаций на других объектах и территориях;
участию в подготовке
решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганде знаний в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в
подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях
чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке
нормативных документов по вопросам организации и проведения
аварийно-спасательных и неотложных работ;
выработке предложений
органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты
спасателей и других работников аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований.
Создание аварийно-спасательных служб
В
соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования
могут создаваться:
на постоянной штатной
основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные
аварийно-спасательные формирования;
на
нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах -
общественные аварийно-спасательные формирования.
в федеральных органах
исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по
представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской
Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти;
в субъектах Российской
Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
в
организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при
осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено
обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию
с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного
самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
II. Нештатные аварийно-спасательные формирования
создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если
это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению
администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
III. Общественные аварийно-спасательные формирования
создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является
участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав и структуру
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные
объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской
Федерации.
В состав
аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб,
аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение
стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав
аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения,
образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых
собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.
Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные
аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные
формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по
подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее
(полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании
годными к работе спасателями и соответствующие установленным
требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также
требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
К
непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных
аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18
лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение
по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном
порядке на проведение аварийно-спасательных
работ.
Трудовой договор
(контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации
аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае
однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций.