1.4. Организация Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (РСЧС).
В основе построения и
функционирования РСЧС лежат следующие принципы:
1) защите от ЧС подлежит все население
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся
на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики,
материальные и культурные ценности Российской Федерации;
2) организация и проведение мероприятий
по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий,
учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности (далее организации);
3) реализация мероприятий по защите
населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов
ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления;
4) заблаговременное и дифференцированное
планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их
непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной
достаточности их объемов и сроков реализации;
5) согласованность и комплексность
подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по
гражданской обороне (ГО);
6) соответствие организационной
структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым
задачам.
В мирное время органы
управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению
гражданской обороны по следующим основным направлениям:
1) обучение населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
2) разработка и осуществление мер,
направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания населения в военное время;
3) создание и поддержание в
готовности фонда защитных сооружений и
средств индивидуальной защиты;
4) заблаговременная подготовка к
эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
5) совершенствование систем оповещения населения;
6) планирование мероприятий ГО;
7) обеспечение готовности сил и средств
к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств.
С момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени.
Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
РСЧС состоит
из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном,
межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 — Структурная организация
Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Функциональные
подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности
этих органов (табл. 1.1).
Таблица 1.1 –
Функциональные подсистемы РСЧС
Федеральные органы исполнительной власти |
Функциональные подсистемы |
Минздравсоцразвития России |
1) Всероссийской службы медицины катастроф; 2) резервов медицинских ресурсов; 3) надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; 4) социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. |
МВД России |
1) охраны общественного порядка. |
МЧС России |
1) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; 2) предупреждения и тушения пожаров; 3) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации; 4) координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. |
Минобороны России |
1) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Спецстрой России |
1) восстановления специальных объектов в зоне чрезвычайных ситуаций; 2) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Спецстроя России. |
Минобрнауки России |
1) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; 2) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роснауки; 3) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования; 4) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роспатента. |
Министерство природных ресурсов |
1) противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов; 2) охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз); 3) мониторинга состояния недр (Роснедра). |
Минпромэнерго России |
1) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромэнерго России, Росэнерго, Роспрома и Ростехрегулирования; 2) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса; 3) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса; 4) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности; 5) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия. |
Минтранс России |
1) транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций; организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации; 2) организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; 3) организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; 4) поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации; 5)предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. |
Мининформсвязи России |
1) информационно-технологической инфраструктуры; 2) электросвязи и почтовой связи. |
Минсельхоз России |
1) защиты сельскохозяйственных животных; 2) защиты сельскохозяйственных растений; 3) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса; 4) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства. |
Минэкономразвития России |
1) государственного материального резерва |
Минрегион России |
1) защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий; 2) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя. |
Росатом |
1) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома. |
Росгидромет |
1) наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды; 2) предупреждения о цунами (совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе). |
Ростехнадзор |
1) контроля за ядерно и радиационно опасными объектами; 2) контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами. |
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах
РФ для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих
административно-территориальному делению этих территорий и состоят из звеньев,
соответствующих административно-территориальному делению этих территорий
(республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).
Задачи, организация, состав
сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности
определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Задачи, которые возлагаются на РСЧС в
целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
На каждом уровне единой системы создаются координационные
органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного
управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения
и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
на
федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
федеральных органов исполнительной власти;
на региональном уровне
(в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной
власти РФ;
на муниципальном уровне
(в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа
местного самоуправления;
на локальном
(объектовом) уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности организации (рисунок 1.3).
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном
уровне
на межрегиональном
уровне
на региональном
уровне
на муниципальном
уровне
на локальном
Рисунок 1.3 — Координационные органы
РСЧС
В пределах соответствующего федерального округа
(межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке
полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций
возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или
их заместителями.
б)
координация деятельности органов управления и сил единой системы;
Иные задачи могут быть
возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями
Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующими органами управления единой системы
являются:
на федеральном уровне -
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения
федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на
межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные
центры);
на
региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
на
муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при
органах местного самоуправления;
на локальном
(объектовом) уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны.
Постоянно действующие
органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия
постоянно действующих органов управления единой системы определяются
соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Органами повседневного управления единой системы являются:
1) центры управления в кризисных
ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных
органов исполнительной власти;
2) центры управления в кризисных
ситуациях региональных центров;
4) единые дежурно-диспетчерские службы
муниципальных образований.
Указанные органы
создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
К силам и средствам единой системы относятся
специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций и общественных объединений,
предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств
единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят
силы и средства постоянной готовности,
предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и
проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной
готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной
ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной
готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации
по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной
готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил
постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении
аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории
Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет
в установленном порядке Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
1) в соответствии с планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными
службами и формированиями объектах и территориях;
2) в соответствии с планами
взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и
территориях;
3) по решению федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных
объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и
формирований.
Привлечение
профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории
Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской
Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных
договоров Российской Федерации.
Силы и
средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы,
применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами,
возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Методическое руководство,
координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
1) резервный фонд Правительства
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий;
2) запасы материальных ценностей для
обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
находящиеся в составе государственного материального резерва;
3)
резервы
финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
4) резервы финансовых и материальных
ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающим их органом.
Для приема сообщений о
чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях
населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Сроки и формы
представления указанной информации устанавливаются Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Обмен информацией с
иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными
договорами.