1.4.1. Место, роль и задачи в Единой
государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС) министерства
здравоохранения и социального развития РФ.
В настоящее время в соответствии с
приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ №380 от 27
декабря 2000 года основу ВСМК составляет служба медицины катастроф министерства
здравоохранения и социального развития РФ, которая предназначена для проведения
комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных
последствий ЧС и медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Основными задачами
министерства здравоохранения и социального развития РФ являются:
1)
организация
и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации
последствий ЧС;
2)
создание
подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и
учреждений службы к действиям в ЧС;
3)
обеспечение
постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и
консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация);
4)
выявление
источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными
последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля
за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению
таких последствий;
5)
прогнозирование
и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
6)
обеспечение
функционирования и развития службы медицины катастроф Минздравсоцразвития
России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и
поддержание их в состоянии готовности;
7)
организация
разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил
и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов
ВСМК;
9)
разработка,
внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и
лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;
10) организация и координация работ по
оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;
11) координация работ по эвакуации
пораженных (больных) из зон ЧС;
12) обеспечение экстренных поставок
лекарственных средств для ликвидации ЧС;
13) сбор, обобщение, анализ и
представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о
пораженных (больных) в зонах ЧС;
14) участие в организации и осуществление
оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в
зонах ЧС;
15) наблюдение, оценка и прогнозирование
санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;
16) предупреждение, выявление и
пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и
охраны здоровья населения;
17) участие в организации и выполнении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами
ведомственных формирований постоянной готовности;
18) создание резервов медицинского
имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;
19) разработка методических основ
обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздравсоцразвития России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС