1.4.1. Место, роль и задачи в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС) министерства здравоохранения и социального развития РФ.

 

В настоящее время в соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ №380 от 27 декабря 2000 года основу ВСМК составляет служба медицины катастроф министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий ЧС и медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Основными задачами министерства здравоохранения и социального развития РФ являются:

1)           организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

2)           создание подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

3)           обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация);

4)           выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

5)           прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

6)           обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;

7)           организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;

8)           создание и организация работы комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

9)           разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;

10)      организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;

11)      координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;

12)      обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;

13)      сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;

14)      участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;

15)      наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;

16)      предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;

17)      участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

18)      создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;

19)      разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздравсоцразвития России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС