1.3. Определение, задачи, принципы построения и
функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Для предупреждения ЧС,
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и
уменьшения ущерба экономике страны, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий на основании Федерального
закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями от 28 октября
Федеральный
закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» содержит IX глав и 31 статью. Он
определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ,
всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части,
объектов производственного и социального назначения, а также окружающей
природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Действие закона
распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов
государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения
и территорий от ЧС.
Данный
Федеральный закон выполняет следующие цели:
· предупреждение возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций;
· снижение размеров ущерба и потерь от
чрезвычайных ситуаций;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Для
реализации настоящих целей закона в главе 1 закреплены основные понятийные
термины характеризующие ЧС.
Чрезвычайная
ситуация - это
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение
чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а
также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при
возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде
и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона
чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Как сказано выше в РФ существует
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными
задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются:
1) разработка и реализация правовых и
экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
2) осуществление целевых и
научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных
ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также
объектов социального назначения в чрезвычайных ситуаций;
3) обеспечение готовности к действиям
органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) сбор, обработка, обмен и выдача
информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
6) прогнозирование и оценка
социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
7) создание резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) осуществление государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10) осуществление мероприятий по
социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение
гуманитарных акций;
11) реализация прав и обязанностей
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
12) международное сотрудничество в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие
принципы:
1)
защите от ЧС подлежит все население Российской
Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на
территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики,
материальные и культурные ценности Российской Федерации;
2)
организация и проведение мероприятий по предупреждению
и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
(далее организации);
3)
реализация мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения,
полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления;
4)
заблаговременное и дифференцированное планирование
мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное
осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности
их объемов и сроков реализации;
5)
согласованность и комплексность подхода к проведению
мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне
(ГО);
6)
соответствие организационной структуры РСЧС
государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
Основными принципами защиты населения и территорий от ЧС
являются:
1) мероприятия, направленные на
предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
2) планирование и осуществление
мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
3) объем и содержание мероприятий по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из
принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств;
4) ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется силами и средствами организаций, органов местного
самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской
Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов
исполнительной власти.
При этом Федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация
организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через
средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их
безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и
способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное
представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за
собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В главе 2 68-ФЗ
рассмотрены полномочия органов государственной власти (всех её ветвей) в
области защиты населения и территорий от ЧС, а именно:
I. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 8).
Президент Российской
Федерации:
а) определяет в
соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными
законами основные направления государственной политики и принимает иные решения
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение
Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений
решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
по вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при
чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
г) принимает решение о
привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирования.
II. Полномочия Федерального Собрания
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций (статья 9).
Федеральное Собрание
Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие
в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные
ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские
слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
III. Полномочия Правительства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(статья 10).
Правительство Российской
Федерации:
а) издает на основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и
нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает
их исполнение;
б) организует проведение
научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
в) организует разработку
и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи,
функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание
федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования указанных
резервов;
е) устанавливает и
контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок
использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом
необходимых мер безопасности;
ж) устанавливает
классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов
государственной власти по их ликвидации;
з) принимает решения о
непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании
помощи в случае их возникновения;
и) определяет порядок
привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
к) определяет порядок
сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами
государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
III.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций (статья 11).
1. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в
соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам
защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о
проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их
проведение;
г) осуществляют в
установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают
общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил
и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют
устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуаций;
и) создают при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы
местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам
защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о
проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их
проведение;
в) осуществляют в
установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают
общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и
средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
ж) содействуют
устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах
местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Государственное
управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
имеет следующие направления.
I.
Федеральные органы исполнительной власти:
а) по
отношению к подведомственным организациям:
1) разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
2) утверждают и издают в соответствии с
федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства,
технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников
организаций от чрезвычайных ситуаций;
3) обеспечивают разработку и реализацию
мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и
правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании,
строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального
назначения;
4) финансируют и обеспечивают
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
5) организуют и обеспечивают проведения
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных
работ по проблемам безопасности;
б) по
отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
1) осуществляют методическое руководство
при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций,
повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
2) разрабатывают и доводят до сведения
организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и
населения.
Руководители федеральных
органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством
Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными
органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы
исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им
ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы
исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в
установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
II. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от
ЧС
Организации обязаны:
а) планировать и
осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения от
чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и
проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и
обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание,
подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников
организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о
чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать
организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на
подведомственных объектах производственного и социального назначения и на
прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать
мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в
установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе
возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
III. Участие
общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения
могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и
со своими уставами.
Общественные объединения,
участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством
соответствующих органов управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией
размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и
других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации
чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую
подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
IV. Участие
(применение) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации
чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Участие
(применение) сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и
органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации
чрезвычайных ситуаций
При ликвидации
чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в
соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме обязанностей органов
государственной власти в 68-ФЗ закреплены права и обязанности граждан
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Граждане
Российской Федерации имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного
имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) в соответствии с планами ликвидации
чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной
защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
3) быть информированными о риске,
которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории
страны, и о мерах необходимой безопасности;
4) обращаться лично, а также направлять
в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
5) участвовать в установленном порядке в
мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) на возмещение ущерба, причиненного их
здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
7) на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
8) на бесплатное государственное
социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) на пенсионное обеспечение в случае
потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых
наступила вследствие трудового увечья;
10) на пенсионное обеспечение по случаю
потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного
при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой
жизни, охране собственности и правопорядка.
Граждане
Российской Федерации обязаны:
1) соблюдать законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
2) соблюдать меры безопасности в быту и
повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые
могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
3) изучать основные способы защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и
индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
4) выполнять установленные правила
поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
5) при необходимости оказывать
содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Для осуществления прав и
обязанностей граждан РФ осуществляется их подготовка в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
Порядок подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством
Российской Федерации.
Подготовка населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Руководители и другие
работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в
учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования,
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях
повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в
иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту
работы.
Пропаганда знаний в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается
органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями
осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями.
Для пропаганды знаний в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут
использоваться средства массовой информации.
Глава 6 68-ФЗ посвящена вопросам
финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок финансирования имеет следующую
иерархию:
I. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых
программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
II.
Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование
деятельности постоянно действующих органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
III.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных
органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и
других источников.
При отсутствии или
недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются
средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
IV. Создание
и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются
заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и
использования указанных в части первой настоящей статьи резервов и порядок
восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предусмотрены также
вопросы, характеризующие государственную экспертизу, надзор и контроль, а также
ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственная
экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам
производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки
и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам
и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости
экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам
производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться
общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами
международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Государственный надзор и
контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную
систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки
полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
Государственный надзор и
контроль в указанной области осуществляются федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Виновные в невыполнении
или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и
предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные
лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации -
административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Во исполнение
Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Правительством РФ было разработано и утверждено положение о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Данное положение
определяет порядок организации и функционирования единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и
осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных
Федеральным законом №68-ФЗ.